28501
0
19 апреля
20 апреля
19 апреля
Загрузить еще

Режиссер, сценарист и актер театра «Крик» Михаил МЕЛЬНИК: «Мой зритель - самый требовательный, остроумный и красивый»

Режиссер, сценарист и актер театра «Крик» Михаил МЕЛЬНИК: «Мой зритель - самый требовательный, остроумный и красивый»
Фото: Ко дню рождения театра «Крик» Мельник готовит своим зрителям неожиданный подарок.

В день рождения театра - музыкальный вечер

- Михаил Васильевич, мы посмотрели репертуар на сентябрь - ни одной премьеры в «Крике», как же так?

- А у меня новый спектакль выходит раз в два года. Два года мне нужно, чтобы на сто процентов быть уверенным, что из задуманного у меня получится хотя бы пятьдесят процентов, чтобы спектакль встал на ноги. В этом году, если Бог даст, 19 декабря, в день годовщины театра, впервые в истории «Крика» выйдет не спектакль, а музыкальный вечер с Михаилом Мельником! Будет играть саксофон, возможно, прочитаю белый стих. Может, кто-то будет плакать, а может, и нет…

- Задам болезненный вопрос: по поводу нового помещения что-то решилось?

- Ни-ког-да не будет у этого театра своего помещения! Как начал плавание «Крик» с чужого помещения, так он чужими помещениями его и закончит. Мне предложили кинотеатр в «кустах» где-то, в окружении забегаловок. Если бы мне сказали: «Мы даже места в этом кинотеатре сделали по вашему заказу, как в амфитеатре, потому что наклон головы вниз провоцирует зрителя к размышлениям, и сцена там вращается, и вам больше не нужно будет забираться по лестнице на восьмиметровую высоту, чтобы прикрепить декорации» - это был бы другой разговор. А так мне говорят: «Что ты из себя корчишь? Что ты такой гордый?».

Но ведь они ущемляют не столько мои права, сколько права моих зрителей!

- Нам пришло по почте предложение от читателей для вас организовать курсы театрального мастерства. Что скажете?

- Сегодня как раз по этому поводу ко мне приходили два человека из какой-то организации. Но у меня четыре спектакля в неделю, кроме того, я выполняю обязанности директора и на полторы ставки работаю актером. И для преподавания ведь какие силы нужны, поэтому моё согласие зависит от того, сколько предложат! А студенты-театралы, кстати, сами себе устраивают курсы актерского мастерства, им ведь всегда разрешено бесплатно занимать все свободные ступеньки в зале.

 Не люблю слова «артист»

- Здравствуйте, Михаил Васильевич, меня зовут Ольга. Скажите, у вас, умного, состоявшегося человека, есть ли какие-нибудь страхи?

- Страхи? Постоянно! Страх за то, что я однажды не смогу выполнить что-то так, как это у меня получалось до сегодняшнего дня. Страх разочаровать людей, которые приходят ко мне.

- Получается, вы живете постоянно в страхах?

- Конечно! Любой человек окружен страхами! Страх - это колоссальный двигатель, который не дает человеку останавливаться. Человек, который перестает бояться иметь огромный живот перед собой, ходит с этим животом и распускает его до самых пят. Я боюсь даже этого. Например, страх перед Богом не дает совершать плохие поступки. И мне кажется, по крайней мере, тысяча молодых людей боится оказаться без театра «Крик», который приучил их думать так, а не эдак. И мне страшно, сориентируются ли они самостоятельно, когда однажды им скажут: всё, больше нет театра. Мне страшно за свою десятилетнюю дочь, как она сможет пережить, если со мной что случится, ведь мы так привязаны друг к другу. Страхи кругом!

Сцена из спектакля «Ворота до раю».

- И от них не избавляет даже самоуверенность?

- А кто сказал, что я уверен в себе?

- А как может артист не быть в себе уверенным?

- Так то - артист, а я - не артист! Разве артисты после спектакля со своими зрителями разговаривают? Они раскланиваются и уходят, а если народные - так вообще, представьте себе…

- Как вас тогда нужно называть?

М.М: Я не знаю и сам. Ну, возможно, я - актер, но в большей степени я - режиссер. Все, что я делаю, я сначала продумываю как режиссер, а потом моё тело исполняет актерские функции, а вот моё сердце и мой мозг - режиссерские.

  «Пьяных зрителей лично вывожу за ухо из зала под аплодисменты!»

-  Добрый день, меня зовут Наталья. Михаил, читала, что у вас когда-то были проблемы с позвоночником, а как сейчас у вас со здоровьем?

- Однажды во время выступления я вывернул позвоночник. У меня осталась грыжа, ну и что? Ходят же с грыжами…  Когда выхожу к людям, улыбаюсь, и никто не знает про мои боли. Так что сейчас позвоночник в норме: как болел, так и болит (смеется).

- Берегите себя, пожалуйста, мы за вас переживаем!

- Спасибо, моя дорогая! Приходите в театр!

- Обязательно, до свидания!

- Михаил Васильевич, вот звонят ваши зрители. Можете дать их собирательный образ, нарисовать портрет посетителя театра «Крик»?

- (Пауза.) Во-первых, он интересуется жизнью. Во-вторых, это трезвый зритель, в прямом смысле этого слова. Я не представляю своего зрителя выпившим! Но если вдруг такое случается, мы говорим: «До свидания, мы возвращаем вам ваши деньги, идите домой!». А еще - пытливый и даже категоричный. Они чувствительны к чужой боли и легки на подъем. Одним словом, это лучший зритель, самый требовательный, самый остроумный и самый красивый!

Я хорошо вижу тех, кто у меня впервые, и могу точно сказать, станут ли эти гости моими зрителями или больше никогда не придут. За кулисами я даже могу спрогнозировать: придет ли сегодня на выступление дурак! Да-да, и я не застрахован от дураков! Например, ему предложат: «Я был в «Крике» раз десять, там классно, пошли!» - и он пойдет, выпив предварительно две бутылки пива. А эта алкогольная дурь очень быстро распространяется по залу, похожая на пену, которую я использую в спектакле «Моллис», и она символизирует всякую гадость, которая лезет из головы. И человек, конечно, начинает вякать что-то там. Тогда мы за ухо выводим его из зала.

- Прямо посреди спектакля?!

- Конечно! Причем под аплодисменты!

-  Здравствуйте, меня зовут Юля, я ваша поклонница, часто хожу в «Крик». У меня такой вопрос: не изменятся ли цены на билеты?

- Не изменятся! На нас не действуют законы ни правительства, ни кого другого. У нас свои законы. Как было двадцать гривен для студентов, так и осталось, потому что я же вас люблю!

- Скажите, кто вам помогает содержать театр? Не все же своими силами…

- О, да! Иду на работу, а горисполком прямо пройти не дает: «Как вам еще помочь сегодня?» Отвечаю: «Ой, спасибо, вы уже все сделали!» Не успеваю  два шага пройти, ЖЭК выскакивает: «Михаил Васильевич, не помочь ли, а то у вас постоянно на балконе дымом пахнет из-за курящих соседей, вытяжка, наверное, плохая?» Отвечаю: «Да нет, я же три года назад заявление написал, так что уже нормально - принюхался и сам бросил курить благодаря этому». (смеется) А если честно, то я иду по городу и являюсь самым счастливым человеком из-за таких, как вы, Юлечек, которые здороваются со мной даже на расстоянии ста метров. Поэтому скажу так: более мне никто не помог, чем вы своим присутствием в зале! И даже сейчас, когда вы сидите там, на другом конце провода, а я вас не вижу, я вас обожаю за то, что вы нашли время для меня.

 - Здравствуйте, Михаил Васильевич, у меня такой вопрос: а как вы относитесь к присутствию детей до 12 лет на ваших спектаклях?

- Посещение детей до 12-ти лет запрещено. Но если уже мама с ребенком пришла, мы её не прогоним, конечно. Ко мне часто поступали просьбы от руководства школ о коллективном визите класса. Отвечаю всем: я категорически против присутствия на своем спектакле школ и ПТУ. Кроме того, билеты распространяются только в стенах «Крика» и нигде больше.

 Гришковец  держит руку на пульсе зрителя, а я - на сердце

- Михаил Васильевич, а вы сами ходите на другие спектакли? Сложно ли оценивать их не с точки зрения профессионала, а с точки зрения зрителя?

- Да я - самый благодарный зритель. Если спектакль был хороший, я первый встану и начну аплодировать. Но всё чаще я не вижу на сцене ничего, кроме элементарной перестановки мебели на сцене. Театральное искусство без образности существовать не может, оно лишь ею сильно! Например, мне для одного спектакля понадобилось играть на саксофоне. И в пятьдесят один год я впервые взял в руки этот инструмент! Я играю на сцене шесть композиций, половина из которых - импровизация. У меня же нет музыкального образования! Но я не мог себе позволить, чтоб враги сказали мне: «Ну что, спёкся, нечем удивлять? Это всё, на что ты способен, Мельник?». Есть театры, где актер даже ради главной роли не может овладеть тремя кнопочками на дудочке. В дудочку дует под фонограмму, но не попадает в дырочки. Просто не понятно, зачем было идти в эту профессию, если не готов до смерти открывать в ней что-то.

Меня часто спрашивают: где вы такую прекрасную музыку берете для спектаклей? А я же музыку не беру, она сама ко мне бежит! И вот поэтому я так хочу в декабре организовать такой музыкальный вечер, с саксофоном. И женщины будут сидеть рядом со своими мужчинами, но смотреть на меня с саксофоном. Потому что они хотят увидеть на сцене мужчину! Пусть с кривыми ногами, с кривыми пальцами и кривыми бровями, но мужской голос, а не писк! И чтобы не крутил попой. Ну, вы посмотрите, сейчас же половина шоу - это артисты попами крутят. Когда женщины крутят - это классно, но ведь и мужчины закрутили! Разве это искусство?

- Скажите, а вы были на спектаклях Евгения Гришковца?

М.М: Конечно!

- Не обижает, что вас иногда с ним сравнивают?

- Нисколько! Однако нас невозможно сравнивать. Гришковец держит руку на пульсе зрителя, а я - на сердце. Пульс, конечно, врачу дает информацию о работе сердца, но на самом деле путь от пульса на руке до сердца такой длинный…

 ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Михаил Васильевич Мельник родился в 1957 году в Сумской области.

В 1982 г. закончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого.

С 1982 по 1989 гг. работал актером Днепропетровского украинского театра им. Т. Шевченко.

В 1989-м создал театр «Крик», где выступает в разных ипостасях: режиссером, актером, сценаристом, музыкальным редактором и даже костюмером.

В 2005 г. указом Президента Украины Михаилу Мельнику присвоено звание Народного артиста Украины.

В 2006 г. на 4-м Международном театральном фестивале Мельник получает награду «Золотой Витязь» за спектакль «Mollis» (г. Москва, Россия).

В 2007 г. Михаил Мельник получил высшую награду Украины в области культуры и искусства - Национальную премию Украины им. Т.Г. Шевченко за спектакль «Грех».

 Фото Павла ДАЦКОВСКОГО и из архива «КП».