28501
0
8 мая
Загрузить еще

Экс-гитарист «Океана Эльзы» Павел Гудимов: «С Вакарчуком дружеских отношений не было даже в группе!»

Экс-гитарист «Океана Эльзы» Павел Гудимов:  «С Вакарчуком дружеских отношений не было даже в группе!»
Фото: Музыкант и галерист Гудимов с удовольствием поговорил бы с Виктором Януковичем об украинской культуре. Фото Павла ДАЦКОВСКОГО.

О поджоге моего арт-центра написали в «Нью-Йорк Таймс»

 - Вопрос от Карины. Вы основали в Киеве собственный арт-центр современного искусства, случайно, не скандальный ПинчукАртЦентр вдохновил вас на это дело?

П.Г.: - ПинчукАртЦентр - пример очень качественной институции с очень большими деньгами. Но есть разные пути: есть путь от денег к искусству, есть путь от искусства к искусству. У нас второй путь - работа с разными поколениями творческих людей.

На самом деле, хочется, чтобы ПинчукАртЦентр еще больше работал над представлением украинской культуры за рубежом, потому что показывать есть что.

- А вот представительницам феминистических движений кажется, что этот центр позиционирует украинское искусство как легкий доступ к голому телу.

П.Г.: - Хорошо, если за каким-то отрицанием стоит человек с грамотной программой, глубоко интегрированный в культурные процессы. Ведь как может решать, быть или не быть какому-то культурному явлению, человек, который не является критиком? К сожалению, у нас большинство критики сейчас находится на хуторском уровне. И это притом, что люди из народа чаще намного более открыты к восприятию нового, чем городской житель, позиционирующий себя как потребитель культуры.

- Озвучьте свои этические принципы.

П.Г.: - Я не устанавливал их. Но однажды у меня в интервью спросили о том, насколько корректным является применение человеческого тела после смерти или при жизни в искусстве. Я считаю так: если сам художник использует свое тело, как, например, Марина Абрамович, у которой много перформансов связано с её обнаженным телом и с издевательством над собственным телом, здесь ответственность падает и на самого художника, и на институцию, которая его представляет. Но одно дело, когда подобное делает Марина - человек глубоко концептуальный, а другое - когда человек заботится о внешней провокационной форме, не осознавая содержания. А вот без использования частей человеческого тела после смерти точно можно обойтись благодаря имитации. Блестящим примером является скульптор-гипперреалист Рон Муек. Гипперреализм - это практически конкуренция с Богом по созданию человеческого тела. Муек создает не идеальные обычные тела - от только что родившегося ребенка до сморщенных старушек ростом с табуретку, используя только искусственные материалы - силикон, стекловолокно, и как исключение, человеческие волосы.

- Вопрос от Ирины. Павел, скажите, нашли ли тех, кто поджег ваш арт-центр в Киеве? Неужели у вас могут быть вообще какие-нибудь враги?

П.Г.: - Нет, к сожалению, не нашли. Мне кажется, что кто-то, не разобравшись, решил сделать тупую провокацию с целью привлечения не только украинского, но даже мирового внимания, так как о случившемся написала газета «Нью-Йорк Таймс». Это минус Украине, потому что нигде в мире не поджигают центры современного искусства ночью через разбитое окно с помощью бутылки с зажигательной смесью. Может быть, меня хотели припугнуть, учитывая, что это произошло в разгар очередных выборов? Однако я - аполитичен, хоть и не асоциален. Мы ответили поджигателям открытием второго арт-центра.

«Приставка «порнографический» сделала мой клип страшно популярным»

- Здравствуйте, это Светлана. Сейчас столько шоу по телевидению: «Фабрика звезд», «Х-фактор», «Украина слезам не верит», «Танці з зірками». В каком бы согласились принять участие?

П.Г.: - Меня приглашали и в «Танці з зірками», и в шоу «Красавицы и умники», в разные шоу, связанные с интерьером и дизайном, в качест­ве ведущего или жюри. Я отказываюсь, а многие знакомые недоумевают, мол, как можно отказываться от такого пиара? Но это же надо вычеркнуть несколько месяцев из жизни! У меня свое издательство, креативная группа, арт-центр, а кроме этого - группа «Гудімов», а в сутках всего 24 часа.

- Илона беспокоит. А что это за история с вашим порнографическим клипом, от которого отмахнулись все телеканалы?

П.Г.: - Речь идет о клипе на песню «Баста», молодого режиссера Виктора Баркина. Честно говоря, до сих пор понять не могу, почему клип получил приставку «порнографический». Не отрицаю, эротическая составная там присутствует, но у нас по музыкальному телевидению такая порнуха крутится -я имею в виду не только визуальную картинку, а и музыку со словами, - что клип этот можно считать практически девственным. Очень долгое время Национальный совет по вопросам этики и морали пытался провести вот эту черту, отделяющую порнографию от эротики. В то время я даже беседовал с вице-премьером по гуманитарным вопросам и открыто сказал: «Вы перегибаете палку и провоцируете развитие черного рынка. Любое запрещенное для трансляции видео тут же появляется на рынке Петровка и для свободного скачивания в Интернете. В нашей стране ничего запрещать нельзя, потому что это сразу вызывает сумасшедший интерес. Вы можете зайти в Интернет и посмотреть, сколько просмотров у моего клипа только из-за того, что его запретили к показу! Редко можно найти в Украине клип с таким рейтингом».

- Привет, это Зинаида. Павел, как-то Путин пригласил на встречу деятелей искусства. Юрий Шевчук, который был в числе гостей, предложил тост за то, чтобы в России отменилась классовая система и чтобы оппозиционному Маршу несогласных дали возможность высказаться. Если бы на такую встречу вас пригласил Янукович, какой бы вы тост озвучили?

П.Г.: - Позиции Шевчука и Гудимова - более чем разные. Шевчук начинал свою творческую деятельность в Советском Союзе, где вынужден был прилагать много усилий для борьбы с застойным режимом. И эта борьба у него в крови, хотя и сейчас есть с чем бороться. Откровенно говоря, я с удовольствием поговорил бы с Виктором Федоровичем об украинской культуре. Однако я не приверженец того, чтобы культура в Украине была государственной политикой на уровне строительства аэропортов с призывами «Выполним и перевыполним по культуре!» Но я не отрицаю необходимости хотя бы частичной финансовой поддержки современного искусства со стороны государства. Я слушал отчет Януковича за первые 100 дней его правительства, где он говорил очень правильные вещи: в Украине нехватка в области культурного персонала, арт-менеджмента, который нужно воспитывать. Все начинается с того, что мамы и папы не думают, что за картина висит у них дома, на которую смотрит ежедневно ребенок и с которой начинается его отношение к искусству. Ведь первой в наше сознание поступает именно визуальная информация, восприятие её происходит вопреки нашему желанию, на уровне рефлексов. Как сказал в свое время директор Перм­ского центра современного искусства: «Нужно просмотреть 3 миллиона картин в оригинале, чтобы можно было говорить, что у этого человека «поставлен глаз» и уже существует определенная система ценностей». Это не так много, всего лишь несколько сотен музеев.

Анджелина Джоли очень скромная, маленькая, похожа на украиночку

- Вопрос от Элеоноры. Правда ли, что в вашей квартире всё, начиная от лампочки и заканчивая табуреткой, создано вашими руками? И еще, расскажите о вашем проекте «Искусство против таможни».

П.Г.: - Да, дома и табуретки, и лавочки, и стол, и лампочки, и стеллажи, и мебель выполнены по моим эскизам. Меня это очень радует, я не большой любитель традиционных решений. По поводу «Искусства против таможни», то акцентирую: название этого проекта в кавычках, мы, конечно же, не против никакой таможни. «Искусство против таможни» - это второе название юмористического проекта украинской современной графики, который мы сделали в Вильнюсе, первое - «4х4». Один из вопросов, поднятых этим проектом, - пересечение современного искусства государственных границ. Ведь есть государства, куда без многочисленных экспертиз, досмотров, проверок современное искусство не может проникнуть. Но ведь искусство, по своей природе, безгранично, как оно может быть задержано по идеологическим, художественным или материальным причинам? Поэтому в ходе этого проекта мы предложили художникам замаскировать произведение искусства как не искусство. Один художник, Волязловский Стас, который недавно получил премию Малевича, нарисовал истории на рулонах туалетной бумаги и на бумажных салфетках. Павел Маков напечатал свои работы на страницах книги, мол, я перевожу через границу не искусство, а обычную книгу. Влада Ралко нарисовала свои рисунки, а потом всю лишнюю бумагу по краям отрезала, чтобы было удобнее съесть это произведение искусства, если поймают, а Николай Маценко взял детскую тетрадку в клеточку и перерисовал туда всю свою выставку, со словами: «Если кто-то остановит, скажите, что это сын маленький нарисовал». И таким образом искусство без проблем пересекло границу!

- Привет, это Николай. Какие ближайшие планы в музыке? Следишь ли за «Океаном Эльзы», и какие впечатления?

П.Г.: - Слежу по телевизору, вот недавно наш общий знакомый делился впечатлениями от концерта «ОЭ», говорит, на старые песни очень бурно реагируют, на новые - чуть слабее. Славик - очень талантливый человек, единственная проблема в том, что легендарная группа рассыпалась. Насчет ближайших планов: совсем скоро выпускаю новый альбом «Жовтий», который будет посвящен изменению информационного пространства, первую песню которого «Жовтий лимон», вы уже можете услышать.

- Елена беспокоит. Павел, читала, что вы - завсегдатай различных фестивалей кино, несколько раз были в Каннах! Скажите, какие самые интересные знакомства были связаны с кинофестивалями? Возможно, режиссеры или актеры…

П.Г.: - Видел и за руку здоровался и с Венсаном Касселем, и с Анджелиной Джоли, и с Джулианой Мур, и с Джэком Блэком. Это не значит, что мы дружим, но на вечеринках общались.

- И что сказала Анджелина Джоли?

П.Г.: - Она мне показалось очень скромной и такой маленькой, очень на украиночку похожа. Была в восторге от украинской музыки, там как раз играла «Даха Браха». Конечно, никто из них не знает украинский кинематограф. Да я его и сам не знаю…

- Это Андрей. Были ли у вас песни, адресованные группе «Океан Эльзы»? Поддерживаете ли вы со Славиком Вакарчуком и другими участниками группы отношения?

П.Г.: - Страшно люблю бывшего участника группы Юру Хусточку, который является моим соседом, с которым интересно поговорить и про искусство, и про музыку, и про массу других вещей. У меня прекрасные отношения с бессменным барабанщиком «ОЭ», который в группе еще с самого первого состава, Денисом Глининым. Со Славиком мы не поддерживаем никаких отношений, но у нас дружеских отношений не было даже в группе, только профессиональные. И никаких адресаций к группе «Океан Эльзы» нет в моих песнях.

из личного дела

Павел Владимирович Гудимов

Родился 12 октября 1973 года. По образованию ландшафтный архитектор, окон­чил Львовский лесотехнический институт.

Экс-гитарист группы «Океан Эльзы» (со дня основания с 1995 года до 2005 года, когда он выпустил свой сольный альбом «Трампліни»).

Ныне активно занимается современным дизайном и архитектурой, современным искусством (выступает куратором и организатором выставок украинских художников в собственном арт-центре «ЯГалерея»), музыкой (творческий руководитель и фронтмен, гитарист группы «Гудімов») и общественной деятельностью (является президентом общественной организации «Сердце, не спи»).