28501
0
Загрузить еще

Гитарист Энвер Измайлов: «Из всех существующих в Украине музыкантов Бобби МакФеррин выбрал меня!»

Гитарист Энвер Измайлов: «Из всех существующих в Украине музыкантов Бобби МакФеррин выбрал меня!»
Фото: Повторить то, что делает на сцене Измайлов, пока не удавалось никому

Макаревич думает, что своей техникой игры я обязан дефициту медиатора

Вопрос от Карины: - Энвер Серверович, когда в 80-х вы покупали свою первую гитару за бешеные по тем меркам деньги, джаз всё еще воспринимался как «вражеская музыка капиталистических стран» или уже не было такого резкого отторжения?

Энвер Измайлов: - То, что в Союзе воспринимали джаз как «вражескую» музыку - преувеличение. Было, скорее, равнодушие. За то, что ты играешь джаз, не убивали и не преследовали. Пожалуйста, играй для себя! Но организовать джазовый фестиваль, конечно, было невозможно. Хотя когда я жил в Фергане, один секретарь обкома комсомола Геннадий совершил культурную революцию в своем роде. Он впервые назвал джазовую музыку «джазовой» и три года подряд проводил всесоюзные джазовые фестивали в Фергане. Там, например, участвовали Игорь Бутман, который тогда только начинал играть на саксофоне, Валерий Колесников - трубач, наш земляк, а ведущим был Алексей Баташов. Позже мы начали проводить джазовые фестивали в других республиках, но поскольку там не было такого лояльного отношения к иностранным веяниям со стороны обкома партии, то мы там играли джаз, но слово «джаз» не произносили, заменяли его «фольклором». Фестивали называли нейтрально - «В мире музыки».

- Здравствуйте, это Андрей. В СМИ иногда встречается определение той музыки, которую вы исполняете как «воображаемый фолк»…

Э.И.: - Это французы однажды так назвали мою манеру исполнения, а другие СМИ подхватили и пошло-поехало. На самом деле какая разница, как музыка называется, если она нравится? Один журналист у меня спросил: «В каком стиле вы играете?». Отвечаю: «А вы хоть раз слушали или смотрели моё выступление?» - «Нет.» - «Так зачем вам какое-то абстрактное музыкальное определение?» (Смеется.)

Вопрос от Бориса: - Вы разработали собственную технику игры на электронной гитаре - «тэппинг», когда звук извлекают обе руки одновременно, при этом пальцами вы ударяете по гитарному грифу, словно по клавиатуре фортепиано. Связано ли это с тем, что струны на первых гитарах, которые вам приходилось держать в руках, были слишком плотны и тяжелы для того, чтобы их традиционно «растягивать», и потому вы придумали на них просто нажимать?

Э.И.: - Ой, какая интересная версия! Впервые её слышу! Вот, например, Андрей Макаревич, когда мы с ним в Казани встречались, сказал: «А я понял, почему ты разработал технику «нажатия на струны»! Потому что в то время, еще и в Фергане, медиаторы было трудно найти» (смеется). На самом деле начинал я с классической игры на гитаре. Я не смогу объяснить на словах, почему именно «тэппинг», почему во время игры я использую одновременно несколько гитар. Этот ответ каждый слушатель обнаружит в той палитре звуков, которую я достигаю такими способами.

 

Лауреат первой премии Европейского международного конкурса гитаристов в Лозанне (Швейцария), заслуженный артист Украины.

 

Три дня выбирал гитару в Лозанне

Элеонора: - У вас сейчас девять гитар или уже больше?

Э.И.: -Ой, как вы меня недооцениваете! Уже 19! Всё благодаря моим друзьям из музыкальной среды, которые дарят инструменты из-за любви к моему творчеству. С удовольствием играл бы на всех во время концертов, если бы у меня была возможность их с собой возить. А одну гитару я выиграл в 1995 году в Лозанне, на первом международном конкурсе гитаристов Европы. Учредителем этого конкурса был знаменитый Гарри Левинсон, владелец фабрики, производящей гитары. И после конкурса он сказал, что ему стыдно вручать мне ту гитару, которую я выиграл, потому что она - из недорогих и не моего уровня профессионализма. Предложил мне поехать к нему в гости и выбрать любую гитару из тех, которые у него были. Я выбирал три дня! Попробовал каждую. И когда наконец выбрал, Гарри сказал: «Я так и знал, что ты выберешь именно эту. Она - одна из моих лучших работ». Я играл на этом инструменте очень долго, пока мне не подарили другую.

- Не ту, случайно, красивейшую, увитую коваными розами?

Э.И.: - История кованой гитары такова. Выступал я на фестивале ковального искусства в Донецке. Общался с ковалями и поинтересовался: «А слабо сковать гитару?». Они как завелись! И сковали-таки гитару, на которой я и играл свой концерт на фестивале. Хотя она весит 25 килограммов и на плече ее далеко не унесешь. А потом я спросил у ребят: «А слабо сковать двугрифную гитару?» (Смеется.) Так что не удивляйтесь, если однажды появится первая в мире кованая из железа двугрифная гитара.

- Знаю, что вашей музыкой восхищался бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани!

Э.И.: - Да, во время встречи с Джулиани, когда я играл, тот не отходил от меня ни на шаг, даже пытался нажимать на струны. При этом еще расспрашивал: «Как это так вы играете, что это за музыка?» Тогда репортеры, которые поначалу меня не замечали, увидев, что мы азартно беседуем, обступили нас со всех сторон.

- И еще братья Кличко оценили вашу игру. Разве они вообще разбираются в музыке?

Э.И.: - А как же! В спорте тоже есть чувство ритма. Если его нет, спортсмен быстро выдыхается. А чувство ритма приравнивается к музыкальному слуху. Да в музыке разбираются все люди на свете, кроме глухих! Вам не надо учиться определять, насколько фальшивит музыкант, вы просто встанете и выключите музыку, и в этот момент продемонстрируете, что вы тоже в ней разбираетесь.

 

Нина Матвиенко понимает музыкальные эксперименты

- Это Милана Нестерук. Несколько лет назад вы выступали на одном этно-фестивале с Олегом Скрипкой и Ниной Матвиенко. Вы давно знакомы?

Э.И.: - Да, мы с ними задолго до фестиваля были знакомы. Со Скрипкой познакомился лет десять назад на его фестивале «Країна мрій» и с Ниной Матвиенко тоже где-то в Киеве познакомился. Прекрасная певица и человек!

- Почему-то кажется, что в плане творчества вы с Ниной Матвиенко слишком разные. Она - не из экспериментаторов…

Э.И.: - Да, но это не мешает ей экспериментаторов понимать! Вообще экспериментаторами часто становятся те, кто, не прослушав всей музыки в её оригинальном, классическом исполнении, уже берется за её искажение. Хотя я, когда впервые дал своей дочери прослушать знаменитую композицию «Smoke on the water» «Deep purple», она просто сморщилась. О том, чтобы предлагать перепеть ей эту песню, не было и речи. Тогда я взял и переписал хит на свой лад и дал послушать. Вот тогда она заинтересовалась, и мы с ней исполнили всем знакомый сингл в совершенно новом звучании.

- Вы участвовали в еще одном экспериментаторском проекте «Классика плюс» известного украинского дирижера Романа Кофмана, который не побоялся «впустить» в классику джаз…

Э. И.: -О, да! Для меня это тоже был самый удивительный эксперимент. Я до последнего не представлял себе, как это всё будет выглядеть, и был закрепощен. Ведь когда я играю один, то не придерживаюсь никаких рамок и позволяю себе делать то, что подсказывает мой внутренний голос. А с классическим оркестром нужно играть по нотам, у тебя есть своё, строго определенное место в композиции, очень важна дисциплина. Творчество и дисциплина прежде никогда не воспринимались мной в качестве одного целого!

Елена: -Расскажите о своём сотрудничестве с известным американским вокалистом Бобби МакФеррином.

Э.И.: - Впервые я увидел этого музыканта на одном из джазовых фестивалей под открытым небом, и он меня сразил наповал! Выходит на пустую сцену какой-то молодой человек. Я думаю, ну, какой-то ведущий сейчас будет представлять артиста. А это оказался сам Бобби! И он совершенно без всяких инструментов как понес, как понес! За какую-то минуту люди, сидевшие в первых рядах, больше не могли увидеть ничего из происходящего на сцене, потому что со всех концов народ буквально атаковал сцену. В январе прошлого года я аккомпанировал ему на большом сольном концерте в Киеве. Артистов, с которыми он играет, Бобби всегда выбирает сам. Организатор его концерта рассказывал мне, что они предоставили МакФеррину информацию обо всех украинских музыкантах и отправили больше 30 дисков. Он выбрал меня и еще молодого парня, баяниста. Мы почти даже не репетировали, только один «саундчек» провели, кое-как между собой объяснившись, что будем делать в определенных ситуациях.

 

из личного дела

Энвер Серверович Измайловродился в 1955 году в Фергане, там же окончил училище искусств по классу фагота. Играть на электрогитаре научился самостоятельно и изобрел «тэппинг» - прием игры, при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не ударом или щипком по ним.

В 80-е годыучаствовал в джаз-рок-группе «Сато», выступал на всесоюзных фестивалях.

В начале 90-х годовпереехал в Крым на историческую родину и стал популярен как исполнитель сольных этно-джазовых программ (на основе фольклора народов Средней Азии, Кавказа, Болгарии, Крыма).

Активно выступает на международных фестивалях с иностранными музыкантами (с турецким барабанщиком Бурханом Очалом, француз­ским исполнителем на клавишных инструментах Ксавье Гарсиа, английским саксофонистом Джоффом Уорреном и другими).

Лауреат первой премии Европейского международного конкурса гитаристов в Лозанне (Швейцария), заслуженный артист Украины.

 

Фото Павла ДАЦКОВСКОГО и с сайта www.allfun.md