Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

В «Астории» дебоширил Махно, а по дому городского головы расхаживали модели

В «Астории» дебоширил Махно, а по дому городского головы расхаживали модели
Фото: Особняк Фото с сайта gorod.dp.ua

В числе «счастливцев» оказались 12 архитектурных памятников и 5 объектов монументального искусства. Всем им присвоили охранные номера и категорию «памятник местного значения». Накануне Международного дня памятников и исторических мест, который весь мир отмечает 18 апреля, мы попытались немного приоткрыть завесу истории нашего города, чтобы узнать, какие же тайны хранят в себе стены этих домов и молчаливые каменные изваяния героев нашего края, и чем особым выделяются они среди прочих строений и памятников Днепропетровска.

Перестроенный зал с подиумом. Фото с сайта gorod.dp.ua

«Особняк Пчелкина» путали с публичным домом

Чего только не повидал за свою долгую жизнь дом с лепными инициалами «ПД» на некогда пышных воротах, расположившийся на нынешней улице Демьяна Бедного. Наверное, немногие здания нашего города могут похвастаться столь богатой и столь противоречивой историей, как «Особняк Пчелкина». По мнению исследователей, уже в 1873 году на месте будущего особняка существовал дом. Предполагают, что принадлежал он Степану (Стефану) Пчелкину - основателю одной из почтенных екатеринославских купеческих династий, который, занимая должность столоначальника Екатеринославской казенной палаты, мог себе позволить приобрести усадьбу на центральной площади города.

Но первое достоверное упоминание об этом доме на Успенской площади датировано лишь 1860 г., когда Екатеринославская губернская путевая и строительная комиссия предоставила мещанке Параскеве Михайловне Пчелкиной разрешение на ремонт крыши сарая на территории усадьбы № 17 в первой полицейской части города. Неизвестно, кем была Параскева Пчелкина - женой сына Степана Пчелкина Ивана, который умер в 1828 году, занимая должность городского председателя Екатеринослава, или женой его внука Василия, но с последней трети ХІХ века усадьба перешла к правнуку основателя династии - екатеринославскому купцу І-й гильдии Давиду Васильевичу Пчелкину.

Давиду Васильевичу принадлежало несколько имений на территории города, магазинов в торговых рядах города и семейное дело - торговля древесиной. К тому же Пчелкин активно занимался общественной деятельностью. С 1860-х годов и до самой своей смерти он был гласным городской думы (современным депутатом горсовета. - Авт.). А в 1868-1871 годах занимал должность городского головы Екатеринослава. Он же в 1898 году соорудил новый пышный особняк, автором которого стал городской архитектор Дмитрий Скоробогатов. Отличалось здание многочисленными лепнинами, пышным внутренним убранством, расписными стенами, на удивление сохранившимися и поныне. А еще внимание горожан до сих пор привлекают ворота, на которых амуры держат гербовый щит с монограммой владельца «ПД».

Интересно, что в советское время ходил миф, будто инициалы эти расшифровываются как «публичный дом». Впрочем, узнав «советскую» историю этой усадьбы - такая версия не покажется столь уж нелепой. После смерти Давида Васильевича в 1904 г. резиденция перешла в наследство его дочери Аграфене Давидовне Гуреевой, владевшей им вплоть до времен Гражданской ­войны. Ну а потом понеслось - в 1920-х дом использовали для самых разнообразных сельскохозяйственных учреждений.

На смену аграриям пришли коммунисты. В середине 1930-х всех жильцов из усадьбы отселили: в роскошном купеческом особняке провели ремонт, уничтожив при этом часть комнат. Зато создали лекционный зал для курсов марксизма-ленинизма при обкоме КП(б)У. Неизвестно, как использовали усадьбу немецкие оккупанты, но с 1944 года сюда вернулись «марксисты-ленинисты», правда, теперь достался им лишь особняк, а квартиры были отданы под коммуналки.

В 1950-х курсы сменил город­ской «Дом моделей» - Лекционный зал преобразовали в мастерскую, а парадный - в демонстрационную с небольшим подиумом и рядами кресел. Есть версия, что именно веселая жизнь дома в этот период и породила советский миф про инициалы на воротах. Со временем усадьба старела - жить в коммуналках становилось опасно, но расселить их удалось лишь с независимостью страны. После этого там долго возвышались руины, а затем вырос небольшой дом. Судьба особняка сложилась более удачно: после закрытия «Дома моделей» и приватизации здания в нем работало несколько салонов и магазинов, заинтересованных в сохранении пышности интерьеров. А с 1996 года особняк даже получил статус достопримечательности архитектуры.

Отель был центром политических перипетий. Фото с сайта gorod.dp.ua

Героиня романа и «переходное знамя» революции

Совсем не удивительно, что гостиница «Астория» за долгие годы сохранила не только первозданный вид, но и свое изначальное предназначение - ведь построено здание было на «потомственно» гостиничном месте - до этого там размещалась гостиница «Славянская», в 1902 г. ее сменили номера Сафонова, а затем в 1909 г. - гостиница «Континенталь». Здание «Астории» выросло на этом участ­ке Екатерининского проспекта (ныне проспект Карла Маркса, 66) в 1912-1913 годах и стало одной из двух самых знаменитых и самых фешенебельных гостиниц Екатеринослава. Главный конкурент ее - отель «Бристоль» - располагался напротив но, увы, не сохранился.

Новосозданное пятиэтажное строение «Астории», украшенное тремя куполами, по тем временам было небоскребом для Екатеринослава и отличалось оригинальной архитектурой - смешением модерна и неоклассицизма. Гостиница эта вошла в историю города и благодаря политическим перипетиям, которые происходили внутри нее. Летом 1917 г. здесь снимала помещение редакция большевистской газеты «Звезда» - предшественница современной областной газеты «Зоря». Во время вооруженного восстания в декабре 1917 г. отель оказался в цент­ре боев: из него красноармейцы обстреливали занятый гайдамаками «Главпочтамт». А с января по апрель 1918 года в «Астории» «поселились» большевистские организации.

После оккупации города немцами в апреле 1918 г. гостиница была возвращена владельцам и возобновила свою работу. В этот период в Екатеринославе жили и работали многие известные писатели и художники. Писатель Алексей Толстой описал атмосферу гостиницы в своей трилогии «Хождение по мукам». В декабре 1918 г. «Асторию» захватили красногвардейцы - здесь разместился их штаб, но уже через сутки их выбили оттуда войсками Директории под командованием атамана Самокиша, который тоже «облюбовал» это место для своего штаба. «Астория», как и вся страна, то и дело переходила из рук в руки - в ней размещался и штаб батьки Махно, и ревком. Кстати, именно из отеля объявили о восстановлении в городе советской влас­ти. Во время боев в сентябре-октябре 1943 г. здание не пострадало, хотя его оборудование и было разграблено. В 1949 году имя отеля, вероятно, показалось властям недостаточно советским, и его решили переименовать в «Днепр», но в 1980-х годах опять вернули прежнее, историческое название.

Областной прокуратуре здание досталось от суда. Фото с сайта gorod.dp.ua

Два парадных фасада для правоохранителей

Еще одно здание, которое пронесло свое предназначение сквозь калейдоскоп исторических эпох - Дом окружного суда. Появился он на красной линии Екатерининского проспекта между улицами Новодворянской (Дзержинского) и Кудашевской (Баррикадная) осенью 1898 г. Возвел его известный на рубеже ХIХ-ХХ веков питерский архитектор Александр Векшинский. По интересному стечению обстоятельств автор Окружного суда происходил из семьи… мирового судьи. Для Екатеринослава он сделал еще и проект городского театра, но его, к сожалению, не воплотили. Зато Дом суда сразу же украсил центр города. Особенностью единственного в Днепропетровске строения в стиле итальянского Ренессанса - монументального двухэтажного суда - стало то, что оно было развернуто на проспект боковым фасадом. Главный фасад с центральной трехэтажной частью, поднятой на несколько метров выше основного уровня, ныне выходит во двор корпуса университета и плохо просматривается. Поэтому фасад, выходящий на проспект, также сделан как парадный.

Интересно, что его до революции украшали две большие ниши с изображениями герба Российской империи - двуглавого орла с коронами. Под гербом помещалась надпись «Судебные уставы 20 ноября 1864 года». Надпись с датой принятия судебного кодекса Александра II символизировала верховенство права в Российской империи. Вверху, по центру фасада, размещалась массивная надпись «Екатеринославский окружный суд». После революции эти символы, понятно, исчезли. А ниши сохранились на фасаде и поныне, но по-прежнему пустуют.

В советское время здесь тоже работали областные судебные органы. А в 1994 - 1995 годах здание Окружного суда капитально отремонтировали, после чего в нём прочно обосновалась Областная прокуратура. Возможно, именно то, что этот архитектурный памятник всегда находился в руках правоохранителей, помогло сберечь старинные интерьеры, в том числе главный зал заседаний, вестибюль и мраморную лестницу.

Конкретно

 В государственный реестр попали 12 зданий города:

«Доходный дом», ул.Баррикадная, 2, корпус 1;

«Доходный дом с типографией», Харьковская,8;

«Доходный дом», ул. Харьковская, 6;

«Особняк», ул.Челюскина, 8;

«Особняк», ул.Ширшова,14;

«Особняк Пчелкина» на ул. Д.Бедного,5;

Дом окружного суда, пр. К.Маркса, 38;

«Жилой дом» и «Корпус учебного заведения», ул. 8-го Марта, 19;

Отель «Астория», пр.К.Маркса, 66;

«Жилой дом с магазином», ул.Короленко, 2б;

Административное здание Управления национального банка Украины в Днепропетровской области с историческим названием «Дом Екатеринославского отделения Санкт-петербургского коммерческого банка», ул. Ленина,13;

«Ломбард», ул.Чкалова, 27.

И несколько памятников:

Гоголю по пр. К.Маркса;

Горькому, на углу пр. К. Маркса и ул.Горького;

Петровскому на пл.Петровского;

Пушкину на пр.Пушкина;

Памятник членам Амур-Нижнеднепровской подпольной комсомольской молодежной организации по пр.Воронцова возле клуба завода им. Коминтерна.

 

По материалам исследований историков и краеведов Максима Кавуна и Валентина Старостина.