Загрузить еще

Уникальные английские танки луганчане спасли от демонтажа

Уникальные английские танки луганчане спасли от демонтажа
Фото: Фото: Павел ХАЙЛО

С тех пор они стали своеобразной визитной карточкой города. На реставрации уникальных боевых машин, по стоимости не уступающим полотнам Ван Гога, местные историки и краеведы настаивали давно. Но когда местная власть решила-таки внять их мольбам, неожиданно разразился скандал.

 

Утром 5 марта у краеведческого музея в сопровождении тяжелой техники высадился десант чиновников исполкома и милиции. Собирались демонтировать "Марки" и отправить их на реставрацию спецами холдинга "Лугансктепловоз". Однако дорогу им преградили активисты Украинского общества охраны памятников истории и культуры (УООПИК), Луганского археологического союза и даже чиновники областного управления культуры. Они-то понимали, для танков этот переезд мог оказаться последним.

 

- При подъеме и перевозке машины могут просто рассыпаться. Особую тревогу вызывает состояние спонсонов (боковых башен), каркаса гусениц и некоторых фрагментов треснувшей танковой брони, - заявил заместитель председателя луганского УООПИК Петр Шевченко. - Не разработана ни технология реставрации, ни даже технология демонтажа. Город рискует утратить раритетные исторические экспонаты.

 

- Даже мы как чиновники, орган, который получил делегированные полномочия по охране культурного наследия, не были поставлены  в известность, - заметила начальник управления культуры Луганской ОГА Ирина Григорьева. - Мы не видели документов по обследованию, мы пребываем в неведении. Для меня это просто как захват какой-то.

 

Кроме того, противники непродуманной реставрации побаиваются, что, попав на территорию "Лугансктепловоза", танки там и останутся, поскольку восстанавливать их будет все равно не кому. Еще более тревожную версию высказал председатель местного УООПИК Сергей Сафо. По якобы имеющейся у него информации, с площадки "Лугансктепловоза", принадлежащего российским инвесторам, раритеты запросто могут перекочевать в сопредельное государство.

 

- Я русский, но не позволю вывезти танки в Россию! - предупредил он.Противостояние у постаментов немых свидетелей 1-й мировой завершилось победой общественников. Городские чиновники и техника ретировались. Судьбу же реставрации теперь будет решать специальная комиссия при облгосадминистрации. В мэрии же пока предпочли воздержаться от комментариев.

 

НАША СПРАВКА

На территории постсоветского пространства сохранилось всего пять таких машин: по одному в Харькове, Архангельске, Кубинке под Москвой и два в Луганске. Танки серии Mark-V производились в Англии всего год - с 1917 по 1918 год. За этот период с конвейера сошло 400 машин.