Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Австралиец узнал о судьбе отца через 69 лет

Австралиец узнал о судьбе отца через 69 лет
Фото: На месте захоронения Петр Григорьевич установил крест.

Мать ждала 15 лет

История исчезновения отца бывшего украинца, а ныне гражданина Австралии Петра Зиненко, уходит в 1938-й год. Пете тогда было 13 лет, а его отцу 37. Григорий Зиненко работал кузнецом в поселке Карнауховка. Он пользовался большим уважением среди односельчан, и в 1938-м Зиненко-старшему предложили пост директора молочной фермы. Но вот беда - на эту должность претендовало много людей, и один из завистников пообещал, что этого так не оставит.

Его месть не заставила себя ждать. Новоиспеченного директора тут же арестовали по анонимному доносу. Несмотря на то, что сейчас Петру Зиненко 82 года, он очень хорошо помнит, как все произошло.

- Ночью к нашему двору подъехали трое неизвестных. Мать сразу поняла, что это из НКВД, - вспоминает старик. - С первого раза у мужчин не получилось зайти внутрь - на их пути стала наша собака. Тогда один из гостей выхватил наган и начал кричать, что всех перестреляет, если пса не заберут. Григорий Тихонович услышал шум и вышел на улицу, там его и взяли. Сказали, что забирают на неделю.

Через три дня Дарья Демьяновна поехала в Дне­продзержинскую тюрьму, чтобы узнать судьбу мужа. И увидела жуткую картину: у ворот выстроилась длинная вереница из плачущих жен и матерей. Все ждали хоть какую-то весть от их арестованных родственников. Дарья дождалась своей очереди, но ничего не узнала.

В течение трех месяцев по нескольку раз в неделю Дарья Демьяновна ходила в Днепродзержинск, иногда брала с собой юного Петю.

- На дорогу уходил целый день, - даже сейчас помнит Петр Григорьевич, - и к вечеру ноги просто изнемогали от боли. Но каждый раз нам говорили, что об отце ничего неизвестно. Лишь через три месяца сообщили, что Григория отправили в Сибирь на 15 лет без права переписки. Все эти годы мать его ждала.

Кара за помощь

Когда Петру Зиненко было 16 лет, началась война. Карнауховку захватили немцы и молодого парня угнали на принудительные работы в Германию. Он попал в концлагерь Аугсбург. Работать приходилось в нечеловеческих условиях, их почти не кормили. Чтобы выжить, Петя устроился поваром на кухню и тайно выносил оттуда картошку для друзей. Но недолго. Однажды проверяющий немец заметил пропажу еды и придумал воришке изощренное наказание - заставил проглотить горячую картофелину.

Новая родина

Освободили концлагерь американцы, отпустив заключенных на все четыре стороны. Но вот вернуться на Украину Петр Зиненко не решился  - это грозило новым концлагерем. Тогда вместе с украинской девушкой Галей, его будущей женой, Петр сел на корабль и поплыл в далекую Австралию. Корабль шел 31 день. Эмигрант грезил о новой жизни, но зеленый континент встретил не очень приветливо.

Зиненко совершенно не знал английского, поэтому его брали выполнять только черную работу. Пришлось заключить с государством контракт на два года, по которому он фактически продавал себя в рабство.

Бригады из подобных Петру эмигрантов рыли траншеи, клали водопроводы. А спать приходилось на голой земле, которая в Австралии кишит ядовитыми змеями и пауками. 

Лишь через несколько лет Петру улыбнулась удача.  Германия выплатила ему компенсацию, и украинец смог купить себе дом. Позже он занялся коммерцией, перепродавал недвижимость. Чуть встав на ноги, женился на Гале и вырастил пятерых детей.

В поисках отца

Жизнь текла счастливо, но вот судьба отца не давала покоя Петру. Первый раз Зиненко приехал на поиски родителя в далеком 1982-м. Но тогда в закрытый Днепропетровск его не пустили. А мать, которая долго пыталась выяснить долю мужа, отсылая запросы в различные инстанции, получала лишь отписки. В Днепропетровском архиве же ее заверяли, что никакой информации о Григории Зиненко там нет.

В 2003-м году  Петр  написал письмо в международный Красный крест с просьбой помочь. Через полгода пришел ответ.

«... Расстреляли в 1938-м»

Как выяснилось, его отец был расстрелян в 1938-м, за участие в банде Григорьева. А в 1957 году был реабилитирован как незаконно осужденный. Как ни странно, ответ был из… Днепро­петровского архива, в котором якобы не осталось никаких документов.

- Лишь благодаря тому, что у Петра Григорьевича был паспорт гражданина Австралии, ему удалось то, что не удавалось никому из его родных, - рассказала мне родственница Григория Зиненко, Эллина Назаренко. - Его пустили в архив и нашли желтую папку с бумагами 38-го года.

Там было и чистосердечное признание Григория Тихоновича о том, что он якобы был членом банды, которая вела антисоветскую деятельность. Правда, отсканировать документы разрешили, закрыв при этом имена всех следователей и других осужденных. Ведь по этому делу было расстреляно не меньше 20-ти человек.

Кладбище «врагов народа»

А вот место захоронения никто указать не мог. С 2003-го Петр Григорьевич каждый год приезжал в Украину в поисках могилы, но тщетно. Историки говорили, что скорее всего люди могли быть захоронены на общем кладбище возле аэропорта.

Точку в этом деле поставил Днепродзержинский музей истории. В этом году Петр Григорьевич в очередной раз посетил Украину и нашел в музее книгу о репрессированных украинцах из Днепродзержинского района. На одной из страниц была описана судьба его отца.

Прибыв на указанное в книге место гибели арестантов, иностранец увидел жуткую картину. Захоронение, куда в тридцатые годы тысячами сбрасывали расстрелянных,  оказалось совершенно неухоженным. Не было даже памятной таблички. Территория возле кладбища огорожена забором и готовится под строительство. Зиненко был на этом месте год назад, еще не зная, что его отец лежит здесь.

- Раньше на этом месте был крест из железнодорожных шпал и постоянно лежали живые цветы. А теперь груда камней, - пожаловался мне Петр Григорьевич.

Чтобы могилы не затерялись, зиненко за свои деньги установил на этом месте деревянный крест и памятную табличку.

- Если тут построят торговый центр, то могилу скорее всего сровняют с землей. Этого нельзя допустить, - хмурится старик. - А здесь ведь были похоронены не только мой отец, но еще десятки тысяч людей.

Австралиец считает, что городские власти скорее всего не знают об этом кладбище. Поэтому он собирается обратиться к областным властям с просьбой установить на этом месте памятный знак.

Фото автора.