Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Церковь Вознесения Господня в Днепропетровске: Жизнь, данная царем, и гибель «во имя индустриализации»

Церковь Вознесения Господня в Днепропетровске: Жизнь, данная царем, и гибель «во имя индустриализации»
Фото: Первым спонсором храма был российский император Николай II.

Одни источники утверждали, что здание было построено из розового мрамора. Другие уверяли, что церковь построили из дерева и без единого гвоздя - по примеру Свято-Троицкого собора в Новомосковске. Даже издатели популярного в прошлом веке справочника «Весь Екатеринослав» «согрешили», назвав неверную дату возведения храма на опубликованной карте города 1915 года.

Сегодня наш рассказ о строительстве и разрушении вандалами церкви Вознесения Господня, которую в народе называли Казанской.

Великое переселение

В 1891-1892 годах на Екатеринослав обрушились обильные ливни. Большая вода смыла бедняцкие деревянные дома в низинах города. Поэтому городская дума приняла решение: в центральной части строить жилье только из камня. Кроме того, распланировали новые кварталы на одном из главных холмов (выше ул. Старогородней - ныне ул. Светлова), где начали интенсивно продавать землю под небольшие усадьбы. Проект назвали «Новые планы».

Между тем из-за отсутствия средств беднота переезжать сюда не спешила. Переселить удалось лишь часть пострадавших от наводнений. В основном это были люди с достатком ниже среднего - мелкие торговцы, учителя, рабочие и даже чиновники.

В течение десяти лет внедрения «Новых планов» город разросся до вершины холма (нынешний тупик трамвая № 4). Новые домовладения появились по обе стороны ул. Казанской (в 1923 году она была переименована в ул. Карла Либкнехта), получившей, кстати, название от сделанной из дерева церкви Казанской Божией Матери. В сороковых годах XIX века последнюю снесли из-за ветхости, а на ее месте построили каменную Троицкую церковь, здание которой и сохранилось до наших дней.

Разумеется, добираться до нее православным прихожанам, живущим на холме и его склонах, было не с руки. И тогда в конце ул. Казанской решено было возвести новый храм. В народе его и нарекли Казанским. К слову, так же горожане называли и расположенную на холме водокачку, фасадная стена которой сохранилось на ул. К. Либкнехта до наших дней - дом №58.

Грандиозное строительство, знатные спонсоры и… отсутствие средств

В 1906 году младший губернский архитектор Алексей Миклашевский создал весьма оригинальный проект. И уже на следующий год началось строительство церкви Вознесения Господня - одной из последних и, наверное, самой красивой из дореволюционных культовых сооружений города.

Первым внес пожертвования на строительство сам император Николай II. Кроме того, в числе, как теперь говорят, спонсоров были меценат Мина Коптилов, губернское и уездное земства, а также множество мелких благотворителей.

К 1912 году церковь уже возвышалась над городом. Сравнительно небольшой по размеру, храм этот был достаточно высоким и имел, как говорят специалисты-архитекторы, сложный византийский силуэт. Крест над Вознесен­ской церковью был поднят на недосягаемую для других зданий города высоту.

По воспоминаниям днепропетровской долгожительницы, писательницы Галины Анненковой, ступени храма были сделаны из розового мрамора, купола - голубыми, а отделка - позолоченной. 

Еще через год был установлен керамический иконостас, сделанный в московской мастерской Кузнецова. Однако из-за хронического недостатка средств заказать художникам настенную живопись оказалось невозможным. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов.

К сожалению, завершить абсолютно все работы в храме так и не удалось - опять же из-за отсутствия должной суммы денег. И это при том, что один из крупнейших в городе кирпичных заводов располагался совсем неподалеку - возле Красноповстанческой балки (бывшей Жандармской)! Кстати, в районе тупика трамвая № 4 до сих пор стоят дома из прочного - дореволюционного! - красного кирпича, сделанного на этом заводе.

Словом, церковь Вознесения Господня навсегда осталась недостроенной.

- Казанская церковь была очень красивой, - вспоминает Галина Анненкова. - Ее любили не только местные жители, но и приезжавшие в наши края никопольские казаки, впоследствии осевшие у нас в городе в районе тогдашней еврейской слободы. Рядом были ярмарка и скотный рынок, а в километре от храма - ипподром.

- ...Я тогда была ребенком, - продолжает Галина Владимировна, - но хорошо помню, как в дни больших православных праздников возле церкви проводились народные гулянья. Выставленные на улице столы накрывали белыми простынями, а затем сервировали самоварами и вазами с фруктами и выпечкой. Казанская церковь как будто притягивала к себе людей. В такие дни у храма собиралось чуть ли не полгорода. Интересно и другое. Благодаря проводимой городской думой политике даже вечно кочующих цыган оставляли, как говорят, на постоянное место жительства именно на этом холме. Власти приучали их к труду и городскому быту, цыгане делали стеганые одеяла и продавали их слободским и приезжим.

Красные грешники

В 20-х годах прошлого века, то есть с приходом советской власти, Вознесенскую церковь закрыли. Большевики понятия не имели, что с ней делать. Из-за особенностей строения для очередного пролетарского клуба она не годилась, а склады в данном районе были ни к чему.

В конце концов оказалось, что храм не только не нужен, но даже мешает. Причина - первое в области асфальтовое шоссе, которое начали строить в 1935-м и закончили в 1936 году. Речь идет об участке Днепропетровск-­Запорожье, стратегической трассы Москва-Симферополь. Дорога из города на юг тогда начиналась от ул. Троицкой (ул. Красная) и проходила через ул. К. Либкнехта, упиравшуюся, как мы уже сказали, в Казанскую церковь.

Тогдашние правители не стали делать дорогу вокруг храма. Видимо, считали, что даже лишенная креста церковь своим характерным силуэтом портит (!) вид города, строящего социализм. Потому в 1935 году городские власти решили храм взорвать, а кирпич использовать для строительства других объектов.

Вот так - «на благо» ин­дустриализации - большевики уничтожили Казанскую церковь. И город навек утратил чуть ли не самое оригинальное и эффектно выглядевшее культовое сооружение. Но, как утверждают историки, ездить от этого легче не стало...

Кстати, крепкое здание не сразу поддалось разрушению. Казалось, само небо встало на его защиту. По воспоминаниям Галины Анненковой, церковь взрывали в течение трех дней (!). Прочные стены храма распадались не на отдельные кирпичи или небольшие фрагменты (как того хотели вандалы), а на большие куски.

Некоторые из не пригодных к использованию обломков фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике «четверки» аж до 60-х годов. И, возможно, часть из них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев четвертого маршрута, которые, как известно, ходили от вокзала до конца ул. Казанской с 1907 года. 

Царя нет, а меценаты есть?

Конечно, в эпоху экономического кризиса днепропетровскому православному люду мечтать о возведении на старом месте нового Вознесенского храма не приходится. Но согласитесь, что это лишь вопрос финансирования и целесообразности.

Нужна ли там церковь? - спросите вы. Мнение автора этих строк - да, нужна. Ибо в радиусе почти двух километров от тупика трамвая № 4 нет ни одного постоянно действующего православного храма. Так называемая «милицейская» часовенка на ул. Красной не в счет. Во-первых, ее открывают крайне редко. Во-вторых, она не может вместить всех желающих.

Между тем бывшие Слободка и Пугачевка (в конце улицы Артема) - это огромный поселок (частные дворы), где живут тысячи пожилых верующих. И, думаю, никто не станет спорить, что и им, и молодым прихожанам было бы гораздо легче добираться до Вознесенской церкви, чем до ближайшего Троицкого кафедрального собора, где к тому же в большие праздники негде яблоку упасть.

Естественно, чтобы возродить разрушенную церковь, поддержки одной только Днепропетровской епархии мало. Без помощи бизнесменов и промышленников, которых в нашем небедном городе не меньше, чем в столице, не обойтись.

P.S. Благодарим за помощь в подготовке материала начальника информационного центра Международной общественной организации «Інститут Україніки» Валентина Старостина.