Загрузить еще

Итоги сумской трагедии: как сделать железнодорожные переезды безопасней

Итоги сумской трагедии: как сделать железнодорожные переезды безопасней
Фото: После столкновения поезд протянул маршрутку еще триста метров. Фото: УГСЧС в Сумской области.
"Куда ты прешь?!" - истошно кричали пассажиры водителю автобуса, который жал на газ, словно не замечая красного сигнала светофора и приближающегося поезда. Несколько секунд - и прямо на железнодорожном переезде между селами Виры и Беланы состав буквально разорвал пополам маршрутку. Из 18 пассажиров (все жители окрестных деревень) 12 погибли на месте, остальные получили серьезные травмы. Так уж получилось, что сразу пять жертв оказались из белановской школы: четыре педагога и девятиклассник Андрей Гордиенко, лучший ученик, президент СШ, футболист. Поездка на тот свет… В четверг хоронили погибших, за уцелевших сейчас молятся их близкие и все, кого потрясла трагедия, случившаяся во вторник. 
 
Образцовая семья
 
Виновник страшного ДТП 28-летний Богдан Лопатка арестован и дает показания. Свою вину он признал. Еще на месте столкновения, говорят очевидцы, бегал в носках по снегу и истошно кричал. Говорил, что отвлекся на какой-то кран и что его ослепило солнце. Похоже на бред. Красный сигнал - он ведь однозначный: стой и жди. Переезд - место повышенной опасности, и нужно быть начеку. Но не нам судить Богдана… Наталья училась с Богданом в одном ПТУ и жила неподалеку. Говорит, что может охарактеризовать парня только с положительной стороны. В жене Татьяне (она массажист) он души не чаял - их часто можно было увидеть гуляющими под ручку. В общем, не семья, а загляденье! А тут еще три недели назад дочурка родилась… Правда, всего месяц назад в семье Богдана случилось страшное горе: повесился отец. Аккурат под Новый год. Почему - загадка. Богдан очень переживал. Вдова, говорят, на похоронах так рыдала, что в соседних дворах было слышно.  
 
Оперативное видео.
 
На снегу разбросаны вещи пассажиров - шапки, расчески, тетради, карандаши… Фото: Роман ШУПЕНКО.
 
После трагедии на переезде, в которой винят Богдана, его мать никто в доме не видел. Говорят - уехала куда-то. Может, стыдно людям на глаза показываться? Сами же соседи, к слову, поделились на два лагеря: одни осуждают парня, другие - сочувствуют: мол, ему эта авария всю жизнь поломала.
 
Водитель вышел в рейс нелегально
 
Прокурор Сумской области Руслан Белоконь в четверг сообщил, что причиной трагедии стало игнорирование водителем маршрутки предупредительного сигнала семафора. По его словам, уже на сто процентов можно сказать, что на момент аварии водитель был трезвым, впрочем, его психическое состояние все еще проверяют. Как и раньше, водитель не может однозначно сказать, что же побудило его к таким действиям - то ли лучи солнца, то ли посторонние объекты за окном. Ведь накануне Богдан путался в показаниях: сначала говорил, что его ослепило солнце, потом - что засмотрелся на кран, а затем и вовсе сказал, что ему ветки деревьев заслоняли видимость. 
 
Еще один важный момент: установлено, что парень работал на маршруте нелегально.
 
- На сегодняшний день у нас есть данные, что никаких официальных трудовых отношений с перевозчиком не заключалось. В связи с этим возникает масса вопросов в части прохождения медицинского осмотра и возможности осуществлять работу с повышенным уровнем безопасности, то есть перевозкой людей, - добавил Руслан Белоконь.
В белановской школе был объявлен траур по погибшим учителям и ученикам, но уже сегодня планируют возобновить занятия. Фото: Роман ШУПЕНКО.
 
С пострадавшими работают психологи
 
Шестеро выживших в аварии находятся в больницах Сум: пятеро - в областной и 15-летний школьник - в детской. Всех берегут от журналистов и посторонних посетителей - пускают только самых близких родственников. Один потерпевший находится 
 
Видео Романа Шупенко.
 
ОФИЦИАЛЬНО 
 
"Укрзалізниця" обещает повысить безопасность
 
После аварии железнодорожное ведомство запланировало повысить безопасность и в этом году за свои средства оборудовать автоматической светофорной сигнализацией восемь нерегулируемых железнодорожных переездов и капитально отремонтировать еще 85 таких переездов. 
 
Кроме того, в "Укрзалізниці" рассказали, что на содержание переездов необходимо более 300 миллионов гривен в год. Более 7 тысяч человек обслуживают почти 1497 регулируемых переездов. 
 
в удовлетворительном состоянии, у двоих - состояние средней тяжести, у троих - стабильное, но тяжелое.
 
- Все делается для того, чтобы больные выжили и не остались инвалидами. Но что-то прогнозировать сегодня рано,  - сказал главный хирург Управления охраны здоровья Сумской облгосадминистрации Николай Кобылецкий.
 
С больными сейчас работают психологи. Серьезное беспокойство вызывает состояние только одной пострадавшей. Ее имя не называют, но известно, что это женщина 1958 года рождения. Она в реанимации. У нее проблемы с опорно-двигательным аппаратам, неизолированные повреждения печени и селезенки, тяжелые ушибы сердца. 
 
Четко ответить на вопрос, когда пострадавшие смогут вернуться домой, врач не смог. Ориентировочно о выписке можно будет говорить через 2-4 месяца.
Фото: Роман ШУПЕНКО.
 
А В ЭТО ВРЕМЯ
 
"Нужно держаться и помогать друг другу" 
 
Люди, попавшие в аналогичное ДТП 12 октября 2010 года в Марганце, передают слова поддержки
 
 Бывший военный Иван Таран пострадал в марганцевской катастрофе, когда ему был 71 год. Получил переломы восьми ребер, черепа, руки и ноги и сотрясение мозга, но все же остался жив. Вскоре после трагедии овдовел, но и это горе не сломало мужчину. Более того, он отказался от операций, научился самостоятельно передвигаться без костылей и даже отказался от оформления инвалидности. Трагедию на Сумщине старик переживает как свою личную.
 
- Пережить такое крайне тяжело, - говорит он. - Я выражаю свое соболезнование родственникам и близким погибших. Но хочу подчеркнуть: надо жить вопреки всему, надо найти в себе силы. Надо держаться и крепиться. Помогать друг другу, чтобы не довести до самоубийства.
 
Еще одна выжившая в той автокатастрофе - Светлана Фролович. С тех пор она прикована к постели, но все же считает 12 октября 2010-го вторым днем рождения. Об аварии в Сумской области Светлана Анатольевна только и смогла сказать:
 
- Как можно пережить такое? Извините, я не могу дать дельного совета. 
 
Как сделать ж/д переезды безопаснее 
 
"Комсомолка" решила разобраться - какими способами можно обезопасить проезд по железнодорожным переездам.
 
Видеокамеры с автоматической фотовидеофиксацией 
 
Система, которая в автоматическом режиме будет щелкать любителей проскочить через переезд на красный, могла бы спасти ситуацию. Сами посудите: сэкономил пару минут времени - получил штраф в пару тысяч гривен. А страх потерять деньги на наших людей порой влияет лучше всех возможных шлагбаумов или светофоров.
 
+ Неотвратимость наказания.
- Высокая стоимость аппаратуры.
- Нет защиты от вандалов. 
 
Шлагбаумы
 
Это средство безопасности не защитит от шальных водителей, которые все равно попытаются протиснуться между барьерами. 
 
+ Для многих водителей шлагбаум на подсознательном уровне работает как сдерживающий фактор.
- Высокая стоимость монтажа. 
 
Семафоры
 
В Украине практически все переезды оборудованы семафорами. Но их неэффективность уже не раз доказана страшными авариями, которые случаются на переездах 
 
+ Сигнал водителю, что приближается поезд. 
- Частенько в таких светофорах горят лампы или же пропадает звонок. 
 
Автоматические блокираторы дорог
 
Сразу после трагедии под Марганцем Министерство инфраструктуры выступило с предложением оборудовать все переезды автоматическими блокираторами дорог. Суть системы проста. За пару минут до прохождения поезда перед переездом подымаются железные щиты. 
 
+ Полная блокировка переезда.
- При поломке переезд становится непроездным. 
 
Всего в Украине 
 
1497 переездов с дежурным, который регулирует проезд  автотранспорта
2699 переездов с автоматическим шлагбаумом и звуковой сигнализацией 
1226 нерегулируемых ж/д переездов
5422 переезда в Украине 
 
Посатавить перед переездом дежурного
 
Еще один выход из ситуации - закрепить за каждым переездом дежурного. За пару минут до прохождения поезда он сможет в ручном режиме закрыть барьер. 
 
Дежурный заранее намертво сможет закрыть переезд, пропустив в случае необходимости машину ГАИ, пожарную или скорую, если поезд еще далеко.
 
+ Человеческий фактор: может заснуть, отойти. 
- Прикрепить к каждому переезду наряд ГАИ
 
Еще пару лет назад чиновники высказали мнение, что возле каждого переезда нужно поставить пост ГАИ, который бы пристально следил за правильным проездом переездов. Да вот незадача - пару лет назад в системе ГАИ прошло массовое сокращение и города с населением до 100 тыс. человек остались практически без присмотра милиции. А что говорить о таких забытых селах, как Белополье.
 
Работники ГАИ могли бы отбирать у нерадивых водителей права (закон это позволяет), благодаря чему через два-три месяца злостных нарушителей попросту бы не осталось.
Беда в том, что с каждым гаишником у нас можно договориться. 
 
Что почем
  • За проезд через закрытый железнодорожный переезд светит штраф от 850 до 1190 грн. 
  • Также в законе сказано, что суд имеет полное право забрать автомобиль нарушителя и продать. 
  • Предусмотрено лишение прав до 1 года, а также 10 дней ареста.