Загрузить еще

«Степан Бандера. Рассекреченная жизнь». Формула фашизма [ВИДЕО]

«Степан Бандера. Рассекреченная жизнь». Формула фашизма [ВИДЕО]
Фото: Вояк УПА: «Докурим - и в бой!»

МАЯТНИК ИСТОРИИ

…Что  же произошло тогда, без малого сорок лет назад?  Створки стальной СССРовской цензуры распахнулись, и на экраны вылетел «Білий птах з чорною ознакою». 

Высокая нота  плыла стоном трембиты, чтобы прерваться и полоснуть по нервам каким-то предсмертным, жутким весельем свадебного танца. Мир, скрытый за Карпатами, проступал как кровь на ране,  надежно, казалось, забинтованной после войны. Пришли Советы - принесли горе, пришли фашисты - принесли горе. Можно ли вырваться из  жерновов истории, что перемалывают  простую гуцульскую семью?

«Иду мстить Гитлеру!» - делает выбор старший сын и становится красноармейцем. «Это мои горы, я тут хозяин, и я решаю, кому в них жить!»  - говорит средний сын и уходит в лес, в отряд УПА, «бить немцев и москалей».  Отныне и до конца они - враги, по духу похожие друг на друга, как патроны в расстрелянных обоймах. Остаться на свете  суждено лишь самому младшему  брату - романтичному, светлому. Но его судьбой станет бывшая тайная возлюбленная бандеровца и одновременно бывшая жена солдата со звездочкой на пилотке…Стало быть, генная память потомков сохранит  братскую боль и ненависть?

По воле Петра Шелеста, в ту пору  первого секретаря ЦК,  «Бiлого птаха...» показали на ХХIV съезде Компартии Украины - под вопли сталинистов «Это вредная информация, особенно для молодежи!» и потрясенное молчание остальных. Наступал миг, когда обществу могли позволить правду без купюр?

В 1971-м  шедевру  режиссера Юрия Ильенко  рукоплескал демократический Московский кинофестиваль: Золотой приз уехал в Киев. Впрочем,  тут чудеса  закончились. Фильм  отлучили от зрителя как идейно порочный и вернули только в пору перестройки. Однако на фоне гулких разоблачений поэтика «Білого птаха…»  выглядела уже вчерашним днем. Зато после провозглашения независимости  бандеровцев и  самого Степана Бандеру стали  все чаще называть нашими национальными героями. А прежних, «красных», героев оперативно переименовали в бандитов.


«Не хай крові по коліна, аби вільна Україна!»

Маятник качнулся в противоположную сторону. Теперь  Украине предлагалось не знать о темных сторонах  светлых образов борцов за свободу. «Ложь и клевета!» - кричали  новые идеологи. Да и сам мастер, Юрий Герасимович Ильенко,  больше не пытался понять душу каждого из братьев:  давно сделал  выбор,  стал боевым соратником  Олега Тягнибока.

«Мы все ехали в поезде «Демократия». Но на станции «Нация» начали выходить люди», - заметил еще в 90-х  писатель и дипломат Юрий Щербак. Похоже, к сегодняшнему дню поезд окончательно опустел и остановился…

Так что документальное кино Леонида Млечина на «украинскую тему»  поневоле начинаешь смотреть слегка предвзято. Даром что  в России и дальнем зарубежье Млечина знают как журналиста и телеведущего, свободного от шовинизма. Нынешняя история межгосударственных отношений учит: ее параллелями можно травить оппонентов успешней, чем ядом! Однако ни экс-президент Виктор Ющенко, сообщающий о присвоении Степану Бандере звания Героя Украины, ни колонны манифестантов с факелами в центре Киева, которые славят проводника ОУН-УПА, объектами исследования, точнее - шельмования, не становятся. Они вообще появляются в кадре не более чем на пару минут. Все остальное время  имеем дело с уникальной хроникой, перемежаемой репортажными съемками из сегодняшних Львова, Варшавы и Мюнхена.

«СЛАВА БОГУ,  ПРОЦЕСС НЕ ПОШЕЛ!»

Поэтика национально-освободительной борьбы в фильме Млечина отсутствует напрочь.  Нет  также лирических героев, отдельных «маленьких украинцев». Есть лишь большие вожди: Степан Бандера, Роман Шухевич, Евген Коновалец, Ярослав Стецько. И масса в зеленовато-серой униформе, что  впитывает  идеи, следует  приказам, колышется в такт на марше, убивает или, в свою очередь, падает замертво. Цель оправдывает средства. А цель  - создание государства с национальной диктатурой. Потому террор и этнические чистки необходимы. Потому погромы - ответ на преступления «руки Москвы». Потому  прихода Гитлера ждут с вожделением, помогают ему неистово: победа  великого фюрера  над Россией гарантирует власть в Украине  фюрерам ОУН-УПА.


Свобода от Советов пришла во Львов вместе с еврейскими погромами…

Однако Третий рейх не намерен позволять туземцам  устраивать какую-то свою державу на плодородных  черноземах, а своевольному Бандере - находиться на свободе. «Да здравствует независимая Украина - без евреев, поляков и немцев. Поляки - за Сян, немцы - в Берлин, евреи - на крюк», -  чуть изменяют концепцию «проводники». К вопросам расовой чистоты  они относятся даже жестче, чем того требуют первоначальные фашистские доктрины.

Фашизм для  Бандеры и Шухевича не догма, а руководство к действию, изложенное в книге «Нациократия» известного идеолога движения Сциборского. «Фашизм - это, прежде всего, идейная и духовная реакция на состояние современности, которое создали  демократия, социализм и коммунизм…Фашизм - это, прежде всего, национализм… Элита (ведущее меньшинство собственного народа) творит и приказывает, массы исполняют и повинуются - такова формула фашизма», - предельно четко формулирует Сциборский. И заключает: «Их (фашистов) идеи, науку и опыт обязана использовать украинская нация в процессе  своей государственнической «розбудови».

Не думаю, что слова - «Слава Богу,  процесс не пошел!» - прозвучат данном в контексте кощунственно.


Нападение Германии на СССР- праздник для националистов Львова.

Если связался с преступниками, не удивляйся, что сам стал их жертвой, заключает Млечин. Но не грешит против правды, когда рассказывает и о жестокости чекистов, охотившихся за руководителями ОУН-УПА. «Щепки» - невинно погибшие люди - летели во время рубки бандеровских лесов по всей Западной Украине, в полном соответствии с выражением товарища Сталина.  Дети и внуки  жертв  ничего не забыли и не простили.

…Белая птица с черной отметиной  продолжает кружить над нами и в двадцать первом веке.

БЕСЕДКА «КП»

Автор фильма Леонид Млечин:  «Героями назвали преступников. Это не вызывает сомнений»

- Леонид,   легко ли удалось договориться с секретариатом Виктора Ющенко относительно съемок такого   документального фильма?

- Мы ни с кем не договаривались вообще.

- А как же получили доступ к архивам?

- Все открыто,  приходи и работай.

-  Что-то приходилось собирать   дополнительно в Москве, в спецхранах?

-  Нет, это материалы бывшего КГБ УССР.   Массив рассекречен  и опубликован полностью, не только часть, связанная с западными областями и униатской церковью. Спасибо огромное чекистам вашим.

- Честно сказать, я обескуражена…  Хотите сказать, что СБУ обладает кинообвинениями ОУН-УПА, которые заставляют зажмуриться от ужаса и стыда? Детальные съемки  погромов во Львове, где ясно видно, что растрепанных, орущих женщин пинают ногами и расстреливают  возле рва отнюдь не гитлеровцы, а украинские полицаи? Вы усиливаете впечатление закадровым текстом, который читает бесстрастный голос: «…Это возбуждало кровожадные инстинкты черни, которая выла от наслаждения.  В трупы тыкали палками, волочили по земле…» То есть простые горожане становились соучастниками резни.

А сколь выразительно ликование матерей в праздничных вышиванках, когда  немецкие офицеры записывают в дивизию «СС-Галичина» их сыночков-добровольцев. Прошли, стало быть, конкурсный отбор, несмотря на то что некондиционные, ниже положенных 166 сантиметров ростом! Неужели от экс-президента Виктора Ющенко посмели скрыть черную правду?


Автор фильма Леонид Млечин проник в музей- «криївку».

- Хроника, разумеется, немецкая.  Собрана не мной, а другими исследователями. Теми, кто занимался историей уничтожения евреев на территории бывшего Советского Союза. Немцы  специально снимали пропагандистские ленты. Своего рода индульгенции:  вот, мол, реакция возмущенного народа на извечных врагов - евреев, москалей и поляков,  мы лишь помогаем  украинцам освободиться  от того, что  вызывает их ненависть.

- Но  подобная хроника  ни разу не появлялась на нашем национальном телевидении! Фальшивки исключаются?

- Знаете, эти материалы есть и во Львове, в бывшей тюрьме номер один на улице Лонского, где теперь музей.

- Их показывают туристам?!

- Да. Но туда, похоже, никто не ходит. Никому не интересно.  Мы с оператором провели на Лонского целый день, оказались единственными посетителями. 

- Убийственные  документы просто не желают замечать? Кому нужен, например, официальный отзыв  высокопоставленного немецкого чина о Степане Бандере: «Карьерист, энергичный, фанатик и бандит»?  Однако утверждение   о том, что националисты только на первых порах сотрудничали с фашистами, и то с отвращением,  а потом воевали на два фронта, против оккупантов со свастикой и с серпом и молотом,  для части Украины остается символом веры. И  сегодня во Львове,  у подножий  памятников «героическим проводникам ОУН-УПА Степану Бандере и Роману Шухевичу» полно  цветов.  Мемориальные доски напоминают: здесь родился, здесь учился, здесь совершил первый теракт ради свободы нации… Вам удалось почувствовать, если так можно выразиться,  питательную среду этого явления?

- Эмоциональные впечатления довольно странные. Я давно уже не видел такой моноэтнической публики. За неделю  одно иностранное лицо мелькнуло, какая-то китайская студентка. И мне показалось, подчеркиваю - показалось, потому что боюсь категоричности - на людях лежит некий отпечаток хмурости, замкнутости, нежелания видеть рядом «чужаков».  Я думаю, настроения порождает вирулентный, то есть ядовитый, отравляющий мозг национализм.  Наложила отпечаток, безусловно,  история. Западную Украину тяжело присоединяли к Союзу, отчего стремление к самостоятельности накапливалось, а перспектив не имело. И оставалась лишь борьба. Другое дело, что ее методы оказались отвратительными…

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Леониду  Млечину 52 года. Он  известный российский журналист, ведущий телепрограммы «Особая папка»  на телеканале «ТВ Центр», лауреат премии «ТЭФИ» 2007 года в номинации «Сценарист телевизионной программы».

Автор более десяти книг-детективов, переведенных на английский, японский, испанский, польский языки, а также книг  художественной и документальной прозы: «Моссад. Тайная война», «Кто взорвал Америку?  Империя террора от «Красных бригад» до «Исламского джихада».

Снял ряд документальных и публицистических фильмов, среди которых -  «Красный монарх» о Ким Ир Сене (1997 год), «Наследник престола» о Ким Чен Ире (1997 год), «Август. Век ХХ» (1999 год). За фильм о руководителях Северной Кореи Леониду Млечину в Пхеньяне вынесен смертный приговор.  

Окончание читайте в завтрашнем номере «КП».