Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Портрет явления: флешмоб

Портрет явления: флешмоб

Делай, как я!

Вы прогуливаетесь по центральной площади города или отдыхаете на лавочке, а может, спешите на работу. И вдруг замечаете, что вокруг вас несколько десятков человек с совершенно серьезными лицами выполняют абсолютно одинаковые действия, причем  чаще всего абсурдного содержания. Проходит 5 минут, и все эти странные люди исчезают, а на их месте оказываются обычные горожане, спешащие по своим делам. У того, кто сталкивается с флешмобом впервые, на секунду может возникнуть ощущение помешательства. Но сегодня акции мобберов вызывают все меньше и меньше удивления, но тем не менее их движение не прекращается.

Как все начиналось?

Первый в мире флешмоб  прошел 17 июня 2003 года в Нью-Йорке. Приблизительно двести человек  собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка и пришли купить «Коврик Любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе. Спустя 2 месяца после Нью-йоркской акции в Днепропетровске состоялся первый украинский флешмоб: 16 августа 2003 года  в 17.17 больше сотни людей, по очереди заходя в ТЦ «Гранд-Плаза», надевали газетную треуголку, говорили охраннику: «Красиво жить не запретишь» и поднимались по эскалатору. Через 28 минут моб-волну подхватил Киев, где несколько десятков человек подошли к продавщице кондитерских изделий и спросили: «Сколько нужно съесть шоколадных конфет, чтобы потолстеть на 10 килограммов?» К 2007 году движение мобберов в Украине начало стихать, во многих городах и вовсе сошло на нет. Днепропетровск же и по сей день остается столицей украинского флешмоба.

 Заповеди моббера: серьезное лицо и никакого общения

Каким бы спонтанным действием не выглядел флешмоб со стороны, это -  всегда заранее спланированная акция. Благодаря современным технологиям собрать людей в одном месте в назначенное время не так уж трудно. Гораздо сложнее собрать тех людей, которые действительно заинтересованы моб-движением. Ведь здесь есть достаточно много нюансов, не зная и не соблюдая которых, можно испортить даже самую интересную акцию.

Прежде всего главный принцип - «флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики». Мобберы ни к чему не призывают, ни за что не агитируют, ничего не рекламируют. Им никто не платит за проведение акций, и участие в флешмобе - исключительно добровольное.

Чтобы акция прошла как по маслу, все участники должны придерживаться нескольких правил:

Не общаться друг с другом до, во время и после окончания акции.

Все действия выполнять с серьезным лицом, не привлекать внимание прохожих действиями, не оговоренными сценарием.

Запрещается приходить на флешмоб в нетрезвом, невменяемом состоянии; нарушать общественный порядок.

А еще нужно быть очень пунктуальным: точное соблюдение времени, отведенного на флешмоб - одно из основных условий удачного меро­приятия.

Все эти и другие правила можно найти на сайте flash-mob.dp.ua - главном «месте встречи» днепропетровских мобберов.

Существует также много групп в социальных сетях, участники которых тоже организовывают флешмобы. Но, как правило, такие группы то возникают, то пропадают, и их акции не всегда можно назвать классическим флешмобом. Побывав на одной из них в качестве пингвина (на языке мобберов, пингвин - человек, который, заранее зная о проведении ФМ, приходит в назначенное место, но не принимает участия. - Авт.), мы убедились в этом. По сценарию, в назначенное время участники должны были развернуть плакаты с надписями «Обниму даром», «Свободные руки» и т.п., а потом предлагать друг другу и случайным прохожим свои объятия. А ровно через 20 минут объятий разойтись как ни в чем не бывало. И вот здесь незнание основных правил флешмоба и испортило все зрелище. Уже за 5 минут до назначенного времени на Европейской площади собралась молодежь, все стояли небольшими группками, а присоединявшиеся подмигивали другим участникам: «И вы тоже?». Одновременно как начать, так и закончить не получилось - обнимающихся через 10 минут разогнали охранники правопорядка. Так что организовать флешмоб так, чтоб действительно вызвать удивление у окружающих, тоже нужно уметь.

 


 

 Не всякая массовая акция - флешмоб

Теперь, когда мы разобрались, как же выглядит классический флешмоб, стоит узнать, а что же делают остальные толпы, которые своим  поведением так похожи на мобберов.

Все современные массовые акции, которые организовываются посредством Интернета, СМС или других технологий, - разновидности смартмоба. Smart mob в переводе с английского - «умная толпа», т.е. организованная, ведущая себя интеллигентно и рационально. Кроме классического флешмоба, существут эще полит-моб или социо-моб, неспектабельный моб, і-моб, арт-моб, экстрим -моб, L-моб и фаршинг. Все они имеют в своей основе тот же принцип, что и флешмоб, но цели и основные принципы сильно отличаются. И те акции, которые мы наблюдаем на улицах города и поспешно называем флешмобом, на самом деле им не являются. Давайте все-таки разберемся, что есть что.

Классический флешмоб. 30 апреля 2009 года посетители ТЦ «Мост-Сити» наблюдали такую картину: 52 человека, внезапно усевшись на ступеньках, развернули газеты и начали с вниманием изучать их содержание. Через несколько минут все участники коллективного чтения закрыли газету и разошлись.

Полит-моб, или со­цио-моб. 17 августа 2010 года около ста днепропетровцев одновременно улеглись на землю и «уснули» на несколько минут. От классического ФМ эту акцию отличают цели: участники хотели донести общественности мысль о том, что молодежь Днепропетровска находится в социальной «спячке». Флешмоб же не несет в себе никаких социальных идей и ни к чему не призывает.

Арт-моб. 21 ноября 2009 года около сотни людей на Европейской площади танцевали под песню Backstreet Boys «Everybody». Эта акция ошибочно считается одним из самых известных флешмобов, между тем это был арт-моб. Ведь его проведение требовало некоторой подготовки и репетиций, кроме того, арт-мобы имеют художественную ценность.

Экстрим-моб. 30 мая 2009 года на Комсомольском острове произошел очень веселый бой, реквизитами которого были подушки. Экстрим-мобы предполагают, соответственно, экстремальную направленность, и бой подушками - одна из самых безобидных акций. Но и в ней есть свои правила: не нападать на «невооруженных» людей и играть честно (без утяжелителей в подушках).

Фаршинг. 30 декабря 2008 года по заснеженным улицам Днепропетровска пробежали люди в купальниках и плавках. Нет, это были не моржи. Фаршинг предполагает действие, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и страхах. Здесь нужно придерживаться одного из правил флешмоба: никакого алкоголя и наркотиков, участники акции должны быть вменяемы.

Неспектабельный моб или х-моб. Такие акции проходят в общественном месте, но едва заметно. Участники х-моба минимально привлекают внимание прохожих, ведь их действия максимально приближены к повседневности. Так, несколько человек могут одновременно или по очереди споткнуться, завязать шнурок, наклеить объявление на столб. Неспектабельный моб по своему характеру сильно приближен к классическому флешмобу, однако не является им.

 Зачем это делать?

Когда ты становишься свидетелем флешмоба, в голове первым делом возникает вопрос: «А зачем они, собственно, этим занимаются?». Искать глубокий смысл в ФМ не стоит. Ведь флешмоб - это развлечение. Участники разбавляют серую действительность своими действиями, доказывают прежде всего себе, что можно жить не по правилам, нарушая логику и уклад повседневной жизни, и при этом не переступать границу дозволенного.

Многие становятся мобберами, чтобы побороть свои комплексы, получить новые ощущения, а также найти новых друзей.

Фото автора и с сайтов www.forum.gorod.dp.ua, www.ru.tsn.ua

 

 

Фото: 1 - Общеободряющая пробежка.

2 - Соц-моб на Европейской площади: около сотни жителей города «уснули» на дороге.

3 - Очень обнимательный флешмоб.