Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Директор детского дома семейного типа Валентина Ионова: «Уже десять моих детей вернулись в родные семьи»

Директор детского дома семейного типа Валентина Ионова: «Уже десять моих детей вернулись в родные семьи»
Фото: Валентина Ионова стала первой в Днепропетровске мамой для детейсирот, организовавшей детский дом семейного типа.

«Я сразу заявила: менее 10 детей опекать не возьмусь!»

- Валентина Никифоровна, в 1988 году вам предложили создать детский дом семейного типа, и вы согласились. Почему вы дожидались предложения со стороны, а не выступили с инициативой самостоятельно?

В.И.: - Да потому что в 88-м году никто во всей стране и даже в Союзе не слышал о такой практике! А потом в наш город приехал Альберт Лиханов, известный на весь СССР детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов. Он рассказал, что ни в одной европейской стране нет детских домов, потому что каждый ребенок определен в семью. И Лиханов как раз через газету «Комсомольская правда» обратился к народу с призывом создания новых форм воспитания детей-сирот. Все желающие должны были отправить в редакцию анкету с информацией о себе и изложить свое видение организации этого процесса. Из нашей области откликнулось 13 человек, в том числе и я. Нас собрали и повезли на окраину города, в санитарную зону завода Петровского, и показали ветхую хату, 1927 года постройки, которую собирались выделить под детдом. Туда ходил только один трамвай, в доме не было воды и отопления. 12 человек сказали, что для такого благородного дела такие «задворки цивилизации» не годятся, и отказались сразу же.

- А хотя бы детей для своей «семьи» вы выбирали сами?

В.И.: - Куда там! Оказалось, что нужно не просто организовать дом семейного типа, но и чтобы все дети в нем были подростками от 9 до 15 лет. А это же самый сложный возраст для адаптации детей в новой семье! Мне нашли пять человек таких в Никопольском интернате. Но я заявила о своем условии: меньше10 человек - не возьму! При том, что своих родных у меня уже было пять человек. Потому что я, наивная, молодая, очень переживала, что люди подумают, будто я планирую кормить родных детей за счет материального обеспечения, положенного для опекуна. А если возьму сразу десять, уже так никто не скажет, ведь, получается, что моих родных, по сравнению с приемными, - «с гулькин нос».

Начали выяснять, где еще есть сироты или неблагополучные. Нашли детей, мама которых закрыла их на неделю в доме без еды и питья. Их, полуживых, откачали в больнице и… отправили ко мне. Семейка получилась еще та! (Смеется.) Но я поняла прелесть того, что наш дом находился «у черта на куличиках»: если бы вокруг жили соседи, они бы моих пятнадцать детей вряд ли бы выдержали! (Смеется.)

- Вопрос от Илоны из Днепродзержинска: если человек хочет организовать детский дом семейного типа, но не уверен в своих силах. Может ли он «попробовать», усыновив для начала два человека, а потом добавлять?

В.И.: - Да. Это называется «приемная семья» - такая промежуточная форма между усыновлением 2-4 «пробных» детей до создания полноценного детского дома с количеством детей от пяти. Государство отводит вам 2 года для того, чтобы понять, насколько вы готовы к воспитанию большего числа детей.

- А из чего состоит весь процесс создания своего детского дома?

В.И.: - Сначала вы подаете в областной Центр социальных служб необходимый набор документов: справку о составе семьи, справку о состоянии здоровья всех членов семьи (от терапевта, нарколога, венеролога, психиатра), справку о доходах, ведь среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не может быть меньше, чем уровень обеспечения прожиточного минимума, а также письменное соглашение на создание приемной семьи всех совершеннолетних членов семьи, которые проживают вмес­те с вами.

Если ваше заявление было утверждено специальной комиссией, вы зачисляетесь на 10-дневные курсы. На время курсов вы оставляете всю работу и другие занятия, потому что обучение будет проходить с 9-ти утра и до 6-ти вечера, с многочисленными тренингами, с выполнением домашних заданий. Обучение бесплатное. 

«Итальянцы охотнее всего усыновляют украинских детей из-за схожести темпераментов»

- Здравствуйте, это Елена Ивановна. Скажите, ваши родные дети как отреагировали? Ревновали вас к новым «братикам», «сестричкам»?

В.И: - Ревновали и сейчас ревнуют. Но, знаете, мне абсолютно повезло с моими родными детьми. Когда образовалась новая семья, четверо сыновей и дочь помогали мне своим терпением. Дочке, правда, было проще и терпеть и прощать, а вот на сыновьях спустя много лет я вижу этот «сиротский» налет, возможно, недополученное внимание…

И все равно я никогда не перестану утверждать, что личность несравнимо больше для своего развития получает в условиях пусть приемной, но своей семьи, чем в детском доме, как раз из-за того, что имеет жизненное пространство. Да и сам процесс обучения организовать легче в условиях семьи: кто-то проявляет свои музыкальные способности, мы приглашаем ему учителя музыки, кто-то учится рисовать, а кто-то танцует. Главное - ответить на запрос, возникающий у ребенка, а для этого необходимо вовремя этот запрос разглядеть. А о каком рассмотрении возможностей и запросов может идти речь в огромном детском доме?

- Здравствуйте, меня зовут Ольга. А насколько охотно сотрудничают детские дома семейного типа с иностранцами?

В.И.: - Только в плане предоставления иностранными гостями экскурсий деткам, но усыновить наших детей они не могут, потому что мы же являемся не просто детским домом, а укомплектованной семьей. А вот в детские дома иностранцы обращаются достаточно часто, особенно охотно усыновляют украинцев итальянцы. Во-первых, потому, что там считается хорошей традицией иметь большую, многодетную семью, а во-вторых, сами итальянцы считают, что по своему темпераменту именно украинцы - самая похожая на них нация.

- Здравствуйте, меня зовут Виктория. Скажите, как государство сейчас поддерживает родителей, решившихся на организацию своего детского дома?

В.И.: - Ну, во-первых, четыре года назад была существенно увеличена помощь для таких детей - это два прожиточных минимума на каждого ребенка. А если вы ребенка усыновляете, то помощь оказывается в таком же размере, в каком и при рождении малыша. Кроме того, появилось нововведение, связанное с возможностью организации детского дома на своей территории, если эта территория насчитывает как минимум 7 кв. м на одного человека. Ведь у государства не всегда есть возможность предоставить под детский дом семейного типа отдельное помещение.

- Это Маргарита из Днепропетровска. В детских домах есть много ВИЧ-инфицированных детей, можно ли ВИЧ-родителям усыновить такого ребенка?

В.И.: - ВИЧ-инфицированных детей никто не лишал конституционного права быть усыновленными. Поэтому на тренингах родителей морально готовят к тому, что, возможно, при «наборе» семьи им предложат такого ребенка. Если семья соглашается, то она проходит не обычные, а углубленные курсы. А потом становится на очень строгий учет у медиков: контроль за приемом лекарств, ежемесячное обследование и т.д. Что касается усыновления детей ВИЧ-инфицированными родителями, то у нас не было такого случая, чтобы ВИЧ-инфицированные люди усыновляли или брали под опеку ребенка с ВИЧ. Тут важно, чтобы желание родителей было зрелое и обдуманное, здоровье стабильное и у них были родственники, которые смогут поддержать ребенка, если что случится. 

- А вероисповедание может быть причиной отказа для усыновления?

В.И.: - Нет! Например, несколько мусульманских семей создали приемные семьи в нашем городе.

Все дети хотят одного: вернуться к родителям, бросившим их

- Ваше отношение к воспитанникам не было более формальным, чем к родным детям?

В.И.: - Есть много сказок про несчастную участь падчерицы в семье мачехи и вседозволенность родной дочки. Так вот я все стараюсь делать наоборот: большую строгость проявляю к своим собственным детям и многое прощаю приемным. Я старалась изо всех сил угодить, но несмотря на это, у меня не было ни одного приемного ребенка, который бы не хотел отыскать своих родителей. Кстати, они все знали, по какой причине их разлучили с родителями, и все равно старались их найти. Одна девочка нашла свою мать аж в Белоруссии! Поэтому моя основная программа не в том, чтобы я, чужая тетя, заменила им маму, а в том, чтобы попытаться отыскать их настоящих родителей. На данный момент мне удалось 10 ребят вернуть в родные семьи.

- Но ведь этих родителей лишили родительских прав, и дети им не нужны!

В.И.: - Это тогда они им были не нужны, возможно, по молодости и по глупости, возможно, из-за сложных обстоятельств. А восстановление родительских прав происходит в том же порядке, в каком происходило их лишение - через суды, специальную комиссию из социальных служб. Человек должен заново доказать, что он может снова называться родителем. Один папаша самореабилитировался после двух судимостей, а его дочку я воспитывала 10 лет! Мне тоже очень сложно было отдавать её, потому что я понимала, что в новой семье интеллект и культура не будет поддерживаться на том уровне, который обеспечивали ребенку мы. Но есть очень важный нюанс: ребенок со своим высоким уровнем развития, приходя в родную семью, в которой этот уровень невысок, именно своим появлением способствует его поднятию и у остальных членов семьи. У родителей появляется стимул - ради чего жить и работать над собой. Хотя есть более важные вещи, чем культурный или образовательный уровень ребенка.

- Но я знаю, что вы позволяете не ходить в школу детям, если они не хотят. Откуда же тогда образовательный уровень?

В.И.: - Школа для абсолютно любого ребенка - это большой стресс, вынести который в состоянии здоровая психика, но не надломленная, как у всех приемных детей. Моя задача - не травмировать ребенка еще больше, а пытаться по кусочкам собрать «разбитую» и уничтоженную личность, вдохнуть в неё жизнь, веру в себя. Им нужно дать возможность и время для того, чтобы понять, для чего они рождены и чем они могли бы заниматься по жизни, а не навязывать им своё, якобы правильное, представление о нормальной жизни, как это в основном и делают современные родители.

- Но школа еще и выполняет функцию социальной адаптации…

В.И.: - Знаете, что-что, а социальная адаптация у ребенка среди 15-17 собратьев у нас отлично происходит (смеется).

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Валентина Никифоровна Ионова

Директор детского дома семейного типа, за 20 лет воспитавшая 51 ребенка. Имеет родную дочь и четверых сыновей.

В 1971 году закончила химико-технологический институт. Закончила Научно-исследовательский опытно-конструкторский институт автоматизации черной металлургии.

С 1988-го года - мама-воспитатель.

В 90-х годах получила квалификацию - «психолог».