Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Екатеринослав начинался с концентрационного лагеря?

Екатеринослав начинался с концентрационного лагеря?
Фото: На этом полуострове, что на правом берегу Самары почти у ее впадения в Днепр, и стоял в свое время казацкий город Самарь, а позже - Богородицкая крепость. Фото автора и из архивов Виктора Векленко и «КП».

Недавно вышла в свет книга известного днепропетровского историка и археолога Виктора Векленко «Нательные кресты Самари - Богородицкой крепости». В ней впервые собраны, систематизированы и тем самым введены в научный оборот веские доказательства того, что нашему городу уже как минимум 500 лет.

 

Раскопки на месте Самари-Богородицкой крепости начались в 2001 году.
 

Здесь шла бойкая торговля полтысячи лет  назад

Виктор Векленко одним из первых археологов вонзил свою лопату в жирный чернозем на полуострове севернее поселка Шевченко (в 2001 году). До 2009-го ученый и его коллеги из Днепропетров­ского национального университета им. Олеся Гончара нашли здесь множество артефактов (нательных крестиков, монет, частей военного снаряжения, оружия, бытовых вещей), не­опровержимо доказывающих существование на этом месте уже в XVI веке довольно крупного поселения. В письменных документах оно упоминается под названием «казацкий городок Самарь».

- Это был полноценный город, - рассказывает «КП» автор книги, - который хорошо знали и за рубежом - благодаря бойкой торговле, которая тут велась (очень уж удобно располагалась Самарь на давних торговых маршрутах между Европой и Азией).

В руки археологам попали здесь и шесть свинцовых товарных пломб (скреплявших, вероятно, сукно) - из Польши и Голландии. На самой старой из них до наших дней не затерлась дата - «1524».

- Вместе с другими артефактами оттуда (нательными крестиками жителей Самари, множеством европейских монет, датированных тоже XVI веком) возраст этих пломб дает веские основания отодвинуть официальную дату образования Днепропетровска как минимум на пару веков вглубь истории, - считает Виктор Векленко.

 

В книге Виктора Векленко научно описаны сотни найденных на месте Самари нательных крестов ее обитателей.
 

Наш город - казацкого роду

- Поясню подробнее, - продолжает свою мысль Виктор Алексеевич. - Дело в том, что Екатеринослав (образованный, как принято теперь считать, в 1776 году), как все помнят, первоначально был заложен не на Днепре, а на болотистых берегах реки Кильчень (правом притоке Самары). То есть совсем неподалеку от Богородицкой крепости и Старосамарского ретраншемента (первую построили в 1688 году на месте пришедшей к тому времени в упадок Самари, а второй - в 1730-х годах - после сноса крепости во времена Петра I). Ретраншемент (его еще называли Старой Самарой) должен был служить Екатеринославу форштадтом - передовым укреплением. Кроме того, часть служб Екатеринослава (духовное правление, наместничество) были размещены именно в Старой Самаре. Есть информация и о том, что значительная часть населения и другие службы нового города также переходили в Старую Самару - пересиживать на этом высоком месте весенние разливы. То есть Старая Самара использовалась как урбанистический компонент первого Екатеринослава.

Поэтому, говорит ученый, есть все основания говорить о «казацком» происхождении Днепропетровска - отказавшись от «екатериноцентрической» теории его рождения.

- Такую версию возникновения нашего города - самарскую - поддерживает и декан исторического факультета ДНУ Сергей Светленко, - добавляет Виктор Векленко.

 

В книге Виктора Векленко научно описаны сотни найденных на месте Самари нательных крестов ее обитателей.
 

 

В книге Виктора Векленко научно описаны сотни найденных на месте Самари нательных крестов ее обитателей.
 

За что Мазепа не любил запорожцев

С Самарью - Богородицкой крепостью - Старой Самарой связано множество известных имен восточно-европейской истории.

Например, судя по нумизматиче­ским находкам, при Богдане Хмельницком во времена Национально-освободительной войны (1648-1657) в Самари наладили выпуск поддельных польских серебряных монет (изворотливый политик - Хмельницкий наносил урон противнику не только на полях сражений).

А вот Богородицкую крепость (как базу российских войск) строил другой известнейший украинский гетман - Иван Мазепа.

- Что, на ваш взгляд, это не вяжется со стереотипом гетмана-патриота? - уловил Виктор Векленко удивление корреспондентов «КП». - Отнюдь: определенная логика в его действиях была. Кроме того, что крепость была опорным пунктом россиян при подготовке похода на Крым, союзник Петра I Мазепа преследовал еще одну важную для себя цель - «на шее своевольной запорожской» сделать крепкий и надежный «мундштук». Эта крепость, как и другие, должна была перекрыть Самару: чтоб запорожцы не ходили на Дон, а донцы не ходили на Запорожье.

Историк говорит, гетману как кость в горле была «многовекторность» запорожских казаков:

- У сечевиков была еще та «многовекторная политика» - Кучма отдыхает! Тот же Сирко «дружил против» татар с поляками, с татарами - против россиян, с россиянами - против татар и поляков. Так же было и после его смерти в 1680-м: Гетманщина и Россия ведут войско на Крым, а запорожцы говорят Мазепе: «На нас не рассчитывайте - у нас с татарами мир».

Первый в Украине концлагерь организовал Меншиков

Еще одно громкое имя, связанное с Богородицкой крепостью, - сподвижник Петра I князь Меншиков. По его распоряжению после разгрома шведов и сторонников Мазепы под Полтавой и последующей ликвидации Сечи на территории Богородицкой крепости был организован, по сути, первый в истории Украины концентрационный лагерь! В нем содержали тех, кого не уничтожили на Сечи и в ее окрестностях. Несколько сот человек (в том числе женщин и детей - семьи женатых казаков) в мае 1709 года согнали в крепость.

- А еще раньше, когда Петр I только взошел на престол, в Богородицкую крепость были сосланы 427 взбунтовавшихся московских стрельцов (из тех, что не казнили в 1698 году), - продолжает Виктор Векленко. - Кстати, всего же в крепости и окружавшей ее слободе в пору ее наибольшего развития (то есть в начале XVIII века) проживало больше восьми тысяч человек.

В 2007 году археологов ждала здесь еще одна неприятная находка «на ту же тему»: в подполье одного из офицерских жилищ откопали останки женщины с ребенком - не похороненных, а явно просто сброшенных в яму. В СМИ окрестили этих несчастных «сексуальными рабынями, захваченными офицером в походах на Крым».

- Но я не верю в эту «сенсацию», - говорит Виктор Векленко. - У женщины на платье был ворот, плетенный бисером, как у российских крестьянок. То есть, возможно, она была крепостной, которую офицер привез с собой как прислугу… Почему же ее так «похоронили»? Вряд ли когда-нибудь мы узнаем об этом. Предположить теперь можно всякое: например, что она умерла от заразной болезни или ее ударил разозленный хозяин...

В ТЕМУ

Как служивый одной копейкой и Бога, и черта одарил

- Однако не все находки на месте Богородицкой крепости носили такой уж трагический отпечаток, - вспоминает перипетии раскопок Виктор Векленко. - Например, однажды откопали мы там серебряную копейку петровских времен (если точнее - 1712 года), переломленную пополам. Причем одну ее половинку Владимир Николаевич Шалобудов нашел на месте крепостной церкви, а вторую - на месте тамошнего… шинка! Кстати, в России ломать монеты строжайше запрещалось. Но сюда законы российского императора, видать, «доставали» не шибко (как говаривал все тот же Кучма: «Украина - не Россия»). И какому-то служивому, видимо, так захотелось выпить, что он решился на подобное преступление. Но затем пошел в церковь и честно грех свой замолил, для надежности еще и пожертвовав храму вторую часть денежки (смеется).

 

Виктор Векленко со своей книгой
 

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Виктор Алексеевич ВЕКЛЕНКО родился 4 октября 1968 года в Днепропетровске. Служил на Тихоокеанском флоте. Учился в ДГУ на историческом факультете. В 1996-2009 годах возглавлял учебную лабораторию археологии исторического факультета Днепропетровского национального университета им. О. Гончара, сейчас - научный сотрудник Института общественных исследований.

Женат, воспитывает сына.

Хобби: коллекционирует нательные кресты (в его коллекции уже около 500-ти экспонатов).