Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

В Днепропетровске вышла книга о том, как здесь строилась самая большая в Европе набережная

В Днепропетровске вышла книга о том, как здесь строилась самая большая в Европе набережная
Фото: - Идея книги «Набережная имени…» созрела у меня в том же году, - рассказывает «КП» ее автор. Фото из личного архива Игоря Родионова.

Когда в 2005 году в Днепропетровске реконструировали набережную, молодые рабочие, сняв верхний слой асфальта, наткнулись на… железнодорожную ветку! У ребят это вызвало восторг, сравнимый разве что с тем, какой был у Генриха Шлимана, когда он откопал древнюю Трою.

Старожилы из домов по соседству рассказали парням, что по этой колее к берегу Днепра когда-то подвозили шлак… 

- Идея книги "Набережная имени…" созрела у меня в том же году, - рассказывает "КП" ее автор, известный днепропетровский журналист Игорь Родионов. - Потому что стало обидно за тех, кто вбивал первый колышек на гигантской, не знавшей аналогов в Советском Союзе стройки. 

Идею создания набережной в Днепропетровске выносил тот же человек, что и реализовал этот проект - начальник треста "Днепроспецстрой" Борис Мильман (1912-1978). 

За свою почти вековую историю местный металлургический завод им. Петровского накопил вокруг себя миллионы кубометров шлака. Его-то и предложил Борис Яковлевич пустить в дело, как бесценное сырье для строительных и дорожных работ - вместо дефицитного щебня.

- Работать коллективу "Днепроспецстроя" приходилось практически нелегально, - продолжает Игорь Родионов.- Так как на его проекте стояла резолюция отраслевого министерства: "Разрешаю. Под вашу ответственность". Борис Яковлевич всех своих подчиненных предупредил, чтоб никто не упоминал слова "набережная". Мол, строим коллектор (кстати, так необходимый в то время городу). Но на нем-то, как на фундаменте, и возникла красавица-набережная! 

По мере ее удлинения (и, соответственно, удаления от завода, где располагались залежи шлака) пришлось построить железнодорожную ветку, по которой паровозик 1912 года выпуска тягал платформы со шлаком.

Финансировалась стройка всеми местными заводами вскладчину. Борис Мильман всеми правдами-неправдами выискивал деньги на это стройку-"невидимку", да еще и при неусыпном контроле. Рассказывают, что бухгалтерам Стройбанка СССР даже приходилось надевать водолазные костюмы и спускаться на дно Днепра - чтобы проверить, действительно ли намыто столько-то кубов песка!

Но как бы там ни было, результат получился отменным - приезжайте в Днепропетровск и сами убедитесь! Понравилась набережная и самому Леониду Брежневу. Причем, настолько, что генсек даже, говорят, просил областное руководство дотянуть набережную от Днепропетровска до его родного Днепродзержинска. Чтобы люди смогли ездить по ней из областного центра в этот город-спутник, расположенный в 20-ти км, на троллейбусе!

- Леонид Ильич все спрашивал при случае: "Ну, что - уже ходит?", - говорит Игорь Родионов.

Увы, смерть Бориса Мильмана, а вслед за ним Леонида Брежнева все эти планы оборвала.

 

Когда в 2005 году в Днепропетровске реконструировали набережную, молодые рабочие, сняв верхний слой асфальта, наткнулись на… железнодорожную ветку! Фото из личного архива Игоря Родионова.
У ребят это вызвало восторг, сравнимый разве что с тем, какой был у Генриха Шлимана, когда он откопал древнюю Трою. Фото из личного архива Игоря Родионова.

СПРАВКА "КП"
Набережная в Днепропетровске - самая большая в Европе. Ее протяженность - около 24 км. Она состоит из трех частей - Заводской, им. Ленина и Набережной Победы. Вместе они соединяют западную, центральную и восточную части правобережья города.