Загрузить еще

Мэр меньшинства, или Почему украинцы перестали ходить на выборы

Мэр меньшинства, или Почему украинцы перестали ходить на выборы
Фото: Григорий КОНСТАНТИНОВ

Второй тур местных выборов в семи городах Украины, который состоялся 15 ноября, обнажил неприятную правду - украинцы перестали ходить на выборы (см. "Справку"). Эксперты прогнозируют, что второй тур мэрских выборов в 10 городах (Днепр, Кривой Рог, Николаев, Славянск, Дрогобыч, Ужгород, Бровары, Полтава, Львов, Ровно), который пройдет в это воскресенье, 22 ноября, тоже не порадует высокой явкой.

Сила не поможет…

Эксперты в сфере избирательного права и процессов уверяют: на законодательном уровне не нужно вносить никаких изменений, чтобы дисциплинировать украинских избирателей.

- Введение штрафов или каких-то обязательств прийти и проголосовать - не демократическая практика. Каждый человек имеет право как пойти на выборы, так и проигнорировать их. К тому же Венецианская комиссия запретила обнародовать списки избирателей, где было бы видно, кто принял участие в голосовании, а кто - нет. Нужно блюсти элемент добровольности, - говорит старший советник по юридическим вопросам общественной сети "ОПОРА" Ольга Коцюруба. По ее словам, силовыми методами явку повышать не нужно. Ведь это может спровоцировать рост испорченных или недействительных бюллетеней. А на сам результат не повлияет.

- Как бы это банально ни звучало, но единственный действенный метод для повышения явки - правовое просвещение граждан, - говорит Коцюруба. Она утверждает, что нужно внедрять не только представительскую демократию, но и непосредственную. То есть привлекать граждан к общественной дискуссии относительно принятия решений, нужно реальное рассмотрение президентом и Верховной Радой народных петиций.

- Если граждане в течение каденции власти видят, что они могут влиять на принятие решений, то они соответственно будут давать оценку власти и другим кандидатам на выборах. А когда люди видят, что с их мнением в межвыборный период не считаются, то уверены, что их голос малозначителен и в день голосования, - добавляет эксперт.

… а эсэмэскам нет веры

Глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель отмечает, что нынче государство все меньше денег тратит (практически не выделяет) на просветительскую кампанию "твой голос - важен" (см. "Было дело").

- В США, странах ЕС государство оплачивает серию мероприятий по повышению явки. К примеру, проводится обучение основам политической системы. Просвещение избирателей способствует тому, что люди начинают ценить свой голос и быть активными избирателями. А Украина на выборах очень экономит. Деньги выделяются на техническое обеспечение избирательной кампании, и все, - говорит Алексей Кошель.

Эксперт убежден, что сегодня государству нужно бороться за молодого избирателя (украинцы в возрасте 20-40 лет все реже идут на избирательные участки).

- Нужно думать, как заинтересовать молодых избирателей, изучать мировой опыт. К примеру, в Великобритании практиковали предоставление впервые голосующим избирателям права сделать свой выбор посредством СМС, - рассказывает Кошель.

Но заинтересует ли введение электронной формы голосования украинцев, повысит ли явку или только создаст широкое поле для фальсификаций?

- Спорный вопрос. Сейчас тенденция такова, что после обнародования отчетов о вмешательстве России в процесс голосования в США и Великобритании большинство европейских стран, среди которых Германия, Нидерланды, Норвегия, постепенно отказываются от электронной формы голосования. Это страны, где уровень цифровой безопасности очень высокий. А у нас непонятно, кто должен и может привезти маски на избирательный участок, а  говорить о проведении безопасного электронного голосования вообще не приходится, - высказывает свое мнение Ольга Коцюруба.

Роль опросов, базаров и концертов

Что касается политтехнологических трюков для повышения явки, то ими политические силы и власть пользовалась еще со времен "совка". Многие помнят, как день выборов превращался в праздник: возле избирательных участков устраивали ярмарки, выбрасывали дефицитные товары "за копейки", проводили народные гуляния, работали выездные кафешки. Все это заинтересовывало избирателей прийти на свой участок и проголосовать.

Нынче к подобным предвыборным манипуляциям тоже прибегают кандидаты.

- Для повышения явки популярна технология организации концертов в день выборов. На прошлых довыборах в парламент в Чернигове один из кандидатов устроил большой концерт. Цель - чтобы молодые избиратели остались в городе и все-таки пошли на выборы. Возможно, эта технология и сработала, если бы не контрход оппонента. Он организовал для молодежи поездку в туристическое место и концерт известного исполнителя, - рассказывает глава КИУ.

По словам экспертов, существуют и точечные политтехнологические методы по улучшению явки на избирательный участок определенной электоральной группы. Но такие методы генерируются не государством, а в основном отдельными политическими силами. К примеру, отравление Виктора Ющенко в 2004 году "на ура" мобилизовало его электорат.

- Как бы ни критиковали опрос от Зеленского "5 вопросов от президента", но с его помощью удалось повысить минимум на 3-5% явку в первом туре выборов. И это был электорат "Слуги народа", - говорит политолог Руслан Бортник.

БЫЛО ДЕЛО

Решающий один голос

На прошедших 25 октября местных выборах партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" не хватило всего лишь одного голоса (!), чтобы пройти в областной совет. Набрав 4, 9999%, или 15260 голосов, ОПЗЖ не смогла преодолеть проходной барьер.

- На этой предвыборной кампании каждый голос был на вес золота. 10 или 100 голосов - были предопределяющими для ряда политсил, - говорит политолог Руслан Бортник. Эксперт обращает внимание, что избрание местной власти при низкой явке в итоге приводит к тому, что с первого дня работы все органы местной власти хоть и будут законно избранными, но доверием и поддержкой общества пользоваться не смогут. 

СПРАВКА

Явка избирателей во втором туре местных выборов 15 ноября

  • Сумы - 19,02%,
  • Херсон - 20,89%,
  • Краматорск - 23,14%,
  • Одесса - 25,14%,
  • Луцк - 25,96%,
  • Украинка - 31,46%,
  • Каменец-Подольский - 34,29%.

ЦИФРА

36,88% - составила явка избирателей на местных выборах 25 октября. Самые активные избиратели были в Тернопольской (44,68%), Львовской (43,81%) и Волынской областях (41,89%).

ВОПРОС РЕБРОМ

Почему люди не идут голосовать?

Опрошенные "КП" в Украине" назвали несколько объективных и субъективных причин нынешней низкой явки избирателей во втором туре местных выборов. Вот они:

  • пандемия и высокие показатели статистики заболевших, многие просто не рискнули идти в места большого скопления людей;
  • карантин выходного дня. Часть украинцев, особенно представители уважаемого возраста, находящиеся в зоне риска, буквально восприняли рекомендацию правительства -сидеть дома: если нельзя на рынок, то нельзя и на избирательный участок;
  • явка во втором туре на местных выборах традиционно ниже явки в первом туре. Избиратели, чей кандидат не вышел во второй тур, игнорируют свое право выбора;
  • низкая конкуренция кандидатов;
  • разочарование избирателей во всех политиках: как в новых лицах, так и политиков с опытом;
  • избиратели недооценивают значение местной власти, считают, что более важно выбирать президента и народных депутатов. Поэтому на президентских и парламентских выборах явка всегда выше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Больше никаких вечных "и.о.": Рада дала главе Кабмина 30 дней на поиски новых министров