Загрузить еще

Великую актрису проводили аплодисментами и залпами почетного караула

Великую актрису проводили аплодисментами и залпами почетного караула

Пасмурная суббота, 2 апреля, для тысяч поклонников Людмилы Марковны Гурченко началась рано. Официально прощание с актрисой в Центральном доме литераторов было назначено на 10 утра. Но очередь длиною в километр выстроилась у парадного входа за час до того. Чтобы проститься с любимой актрисой, люди ехали из других городов и стран, в том числе из Украины и Белоруссии... Большая Никитская еще не видела такого количества народа, запрудившего ее от Бульварного кольца до Садового. Улица тонула в цветах.

БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ

Людмила Марковна не любила пафосных речей, раздражалась, когда лишний раз ее называли великой, божественной.

- Поэтому, когда буду класть цветы, скажу ей просто: «Пусть земля тебе будет пухом, дорогая Люсечка!» - всхлипывала после каждого слова женщина из Нижнего Новгорода.

- Вы не знаете, как там теперь без нее две любимые собачки Гаврик и Пепа? - спрашивают люди. - Гаврик - тойтерьер. Пепа - карликовый пинчер. Людмила Марковна часто брала их с собой на гастроли. Бывало, и одежду им шила. А потом ее помощники выкладывали фотографии нарядных Гаврика и Пепы на официальном сайте...

Могила актрисы на Новодевичьем кладбище утопает в цветах.

Нигде широко не афишировалось, что белые хризантемы - любимые цветы Людмилы Марковны. Но большинство поклонников несли именно белые букеты.

В зале - приглушенный свет. У сцены несчетное множество венков. От президента России, от премьер-министра России, от правительства Москвы, от Аллы Пугачевой... Справа - огромный портрет Людмилы Марковны времен фильма «Вокзал для двоих». У гроба - два ряда стульев. На них сидят самые близкие для актрисы люди - муж Сергей Сенин с родственниками и стилист Аслан Ахмадов (он был ее лучшим другом, и именно он готовил Гурченко в последний путь: сделал прическу и макияж).  

Проститься с актрисой приехали тысячи людей со всего СНГ.

На большом экране - кадры из фильма 84‑го года «Аплодисменты, аплодисменты...». Людмила Гурченко поет «Пять минут тому назад». А вот она в своем последнем клипе «Хочешь» на песню Земфиры В очередь на прощание выстроились не только зрители, но и знаменитые коллеги Людмилы Марковны. Галина Волчек, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Александр Ширвиндт, Михаил Мишин, Дмитрий Дибров, Кристина Орбакайте, Филипп Киркоров, Максим Галкин, Дима Билан, Надежда Бабкина, Федор Бондарчук, Лариса Удовиченко, Михаил Жванецкий, Алексей Панин. И у каждого такой набор воспоминаний - хоть книгу пиши. 

Среди участников траурной церемонии - Кристина Орбакайте и Максим Галкин.

Билан рассказал, как два года назад гастролировал вместе с Гурченко. И как-то за кулисами шутя вдруг сказал ей: «Людмила Марковна, а можете с ходу сказать вашу фирменную фразу: «Людк, а Людк»?» А потом подумал: «Господи, это же великая актриса, зачем я такое ляпнул?» Каково же было его удивление, когда Гурченко целиком воспроизвела знаменитый монолог из фильма «Любовь и голуби».

Филипп Киркоров заявил, что Гурченко для него была очень близким другом. В январе, после скандала с Мариной Яблоковой, Людмила Марковна  буквально вернула его на сцену. Позвонила и сказала: «Филипп, ты блестящий артист. Хочешь, я выйду с тобой на сцену вместе, для поддержки? Мы запишем дуэт! Но ни в коем случае не уходи со сцены».

ДОЧЬ ПРОСТИЛАСЬ С НЕЙ ДВАЖДЫ

Конечно же, на панихиде все ждали родственников Людмилы Марковны: дочь Машу и внучку Лену.

- Дочка приехала около восьми часов утра, а потом куда-то ушла. Вернулась только через пару часов, - рассказали сотрудники Центрального дома литераторов.

Во второй раз, чтобы попрощаться, дочь Гурченко отстояла в общей очереди около десяти минут. Много лет мать и дочь не общались. Но в такой день Мария не могла не прийти. Женщина с  белым букетом хризантем долго не решалась подойти к гробу. «Прости, мама», - еле слышно сказала дочь. 

Никита Михалков утешает Эльдара Рязанова и его супругу.

В зале шушукались. Мол, второй раз дочь Гурченко подходила прощаться с матерью, чтобы можно было снять кадры для программы «Пусть говорят», где она согласилась дать интервью Андрею Малахову. Сама Мария от комментариев отказалась. Она ненадолго подошла к Сергею Сенину, выразила соболезнования. Тот предложил присесть рядом. Через пару минут Мария покинула ЦДЛ через служебный вход. 

В районе двух часов дня под аплодисменты и крики «браво!» - так обычно и провожают актеров - гроб вынесли из ЦДЛ. Траурная процессия направилась на Новодевичье кладбище. Там к прощанию с актрисой все было готово уже к двенадцати. В том числе и почетный караул. 

- Муж Людмилы Марковны лично выбирал место захоронения, - рассказали сотрудники  кладбища.- Вначале он обратил внимание на место рядом с Виктором Черномырдиным. Но Гурченко не политик все же. Людмила Марковна нашла последний приют среди своих - рядом с Татьяной Шмыгой, Вячеславом Тихоновым, Олегом Янковским...

Дочь Мария пришла проститься с матерью, несмотря на многолетнюю ссору.

Отпевания в церкви не было. Людмила Марковна не была крещеной, поэтому по церковным канонам отпевание было невозможно. Но на кладбище присутствовал священник - он читал молитвы за упокой. Корреспондентам «КП»  он сообщил, что уже в понедельник, 4 апреля, будет подано прошение иерархам Русской православной церкви, чтобы они разрешили проводить Гурченко по церковным канонам. 

Фото Сергея ШАХИДЖАНЯНА, Владимира ВЕЛЕНГУРИНА, Евгении ГУСЕВОЙ и авторов. 

МИСТИКА 

Последний клип Гурченко - часть фильма-концерта «Легенда», снятого в Киеве два месяца назад (напомним, Гурченко умерла у себя дома за просмотром этой программы). Клип вышел мрачным и каким-то пророческим. Вокруг актрисы появляются тени покойных друзей и коллег - Юрия Никулина, Андрея Миронова, Александра Абдулова, Олега Янковского, Александра Кайдановского, Евгения Евстигнеева. Глядя на них, Гурченко в какой-то момент срывается на вопль: «Не уходи!» Но тени рассыпаются в прах… 

Дима Билан принес охапку белых хризантем - любимых цветов Людмилы Марковны.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Рецепт ее бессмертия 

Стас ТЫРКИН

Я с осуждением отношусь к манере величать едва ли не всех ушедших от нас хороших и очень хороших актеров великими. Скажем правду: большинство из них при жизни великими не были. Людмила Гурченко, напротив, была. Не помешало даже то, что в последние годы она присвоила себе титул королевы трэша, иконы сексуальных меньшинств и героини сомнительных телешоу.

Филипп Киркоров долго стоял у гроба Людмилы Марковны. Она была для него близким человеком.

Наверное, она не смогла бы, как Дитрих или Гарбо, в последние годы прятаться ото всех в башне из слоновой кости. Не светить увядшей красотой и работой пластического хирурга. Упиваться прошлыми заслугами. Просто мирно прохаживаться вдоль Женевского (или любого другого) озера. Актриса до мозга костей, она предпочитала всему этому дуэты с Борисом Моисеевым, участие в юмористическом телесериале «Осторожно, Задов!» и изображение вампирши в своем самом последнем бенефисе «Марковна. Перезагрузка» - зрелище не для слабонервных, находящихся по ту сторону понятий о приличиях и вкусе. Наверняка она догадывалась о качестве этих работ, как и о качестве своего режиссерского дебюта «Пестрые сумерки». Наверняка была уверена в том, что эффект, произведенный ею в «Пяти вечерах», «20 днях без войны», «Сибириаде», ее блистательном фильме-концерте фронтовых песен, окажется намного сильнее. И в отличие от последних работ сохранится на долгие-долгие годы после ее ухода. А если и не догадывалась, будучи просто не в состоянии сидеть без любимого дела, совершенно явно продлевавшего ей жизнь, то это в высшей степени понятно и простительно.

Величину ушедшей легенды определяет остающийся от нее шлейф. За Гурченко - шлейф не только многообразных, часто великолепных образов и ролей. За ней шлейф нескольких эпох, отражением которых она стала. Из послевоенной нищеты - в первые советские звезды. От легкомысленной песенки про «пять минут, пять минут» - к роли образцового директора социалистической фабрики в вернувших ее на экраны «Старых стенах». От недолгой работы под началом Олега Ефремова в «Современнике» - в белые и пушистые 1960-е годы до наивно-перестроечного разврата «Старых кляч». От пуха и перьев ее первого телевизионного бенефиса (который в другие времена мог бы открыть ей дорогу на Бродвей) к образу привокзальной официантки в «Вокзале для двоих» - женщины, не гнушавшейся сбором объедков со столов и поспешавшей вместе с любовником-зеком на перекличку в колымский лагерь. От работы в картинах «Рабочий поселок» и «Строится мост» (того же Ефремова) до безукоризненного исполнения ролей представительниц английской, немецкой и прочей аристократии...

Муж Людмилы Гурченко Сергей Сенин провожает актрису в последний путь.

Конечно, она могла бы сделать намного больше. Растянуть свой безразмерный актерский диапазон еще шире. Но и того, что сделано, для многих будущих поколений, в общем, вполне достаточно.