Загрузить еще

Три вопроса о крушении "Боинга-777"

Три вопроса о крушении
Фото: По основной версии «Боинг» поразила ракета, выпущенная из комплекса «Бук». Фото: Рейтерс

Все возлагают надежды на то, что правду о крушении "Боинга-777" в Донецкой области мир узнает, когда будут расшифрованы бортовые самописцы. Пока же звучат разные версии авиакатастрофы, и каждая из сторон конфликта стремится переложить вину на другую. При этом остается много вопросов, на которые пока нет однозначных ответов. "Комсомолка" обратилась за консультацией к экспертам.

Могли ли спутать "Боинг" с Ан-26?

Еще до того, как новость о крушении лайнера "Малазийских авиалиний" облетела мир, на страницах "ДНР" в соцсетях появилась информация о том, что силы "ДНР" сбили украинский Ан-26 (имелся в виду военный транспортник). Эти сообщения исчезли или были заменены, когда стало очевидно, что в Шахтерском районе рухнул пассажирский самолет. Могли ли наводчики ракеты спутать два воздушных судна?

- Думаю, что нет, ведь разница огромная, - говорит президент Атлантического совета Украины генерал-майор Вадим Гречанинов. - "Боинг" обычно идет на высоте 10 километров, транспортник - на высоте в 4-5 километров.  В то же время, если в одном секторе и на более или менее схожей высоте находится два самолета, ракета выбрала бы большую цель -  ту, от которой идет более мощный радиолокационный сигнал.

В 2001-м был случай, когда украинская армия сбила российский пассажирский самолет Ту-154, в котором находилось 60 человек. Ситуация была такая, что выпущенная ракета С-200 выбрала не специально приготовленный для нее беспилотник, а пассажирский самолет.

Почему лайнер отклонился от курса?

Потерпевший крушение "Боинг" совершал регулярный рейс Амстердам - Куала-Лумпур. Раньше, как отмечают знающие люди, он ходил южнее Тореза - ближе к Мариуполю. Но в день трагедии почему-то отклонился от маршрута на север.

- Ничего таинственного в этом нет, - считает военный эксперт Алексей Арестович. - Это связано с погодными условиями, скорее всего, экипаж искал более слабый встречный ветер.

Начальник отдела охраны труда Донецкого аэропорта Петр Лебединский, гражданский пилот с 50-летним стажем, уверен, что экипаж не мог самовольно отклониться от маршрута:

- Работа пилотов - это постоянная связь с диспетчерами и строжайшее соблюдение инструкций. Экипаж не может лететь куда он хочет, у него есть определенная трасса. Возможно, небольшое отклонение от курса было вызвано погодными условиями, но обязательно согласовано с землей.

Еще одной странностью СМИ называют факт, что над Шахтерским районом "Боинг" почему-то снизился. По мнению опытного летчика и этому есть объяснение:

- Так пролегала его трасса. Для воздушных судов диспетчеры прокладывают маршрут не только по направлению, но и по высоте. Не исключено, что в этой части неба выше проходил коридор для других рейсов, - считает Петр Лебединский.

Откуда "Бук"?

По основной версии "Боинг" поразила ракета, выпущенная из комплекса "Бук".

- Ракеты из этой установки достигают цели, даже если она находится на высоте 10 км, где обычно летают "Боинги", - говорит Вадим Гречанинов. - На военных самолетах для отражения таких снарядов устанавливаются специальные тепловые ловушки. Пассажирские борта не имеют защиты.

Откуда была выпущена ракета - предмет политических споров. У сил "ДНР" в Донбассе есть зенитные комплексы, которые могут сбивать самолеты на больших высотах - об этом в четверг, незадолго до известия о крушении "Боинга", заявил спикер РНБО Андрей Лысенко. А несколько недель назад, когда была захвачена военная часть А1402, представители "ДНР" показывали трофейную установку.

- Это всего лишь ржавое потрепанное железо, хотя оно и имеет грозный вид, - отмечает  старший научный сотрудник Института авиационной безопасности Андрей Воронин (Россия). - Показали его, скорее всего, в пропагандистских целях. Хотя на самом деле такое оружие для боевого

использования непригодно, потому что для запуска ракет необходима еще и система наведения - это сложная радарная система. А ее у них как не было, так и нет.

Алексей Арестович считает, что выстрел могли осуществить и без радара:

- Если по каким-то причинам радиоразведка вышла из строя, "Бук" сам может выбрать цель и поразить ее, но определить - гражданский это самолет или военный - он не в состоянии.

Неожиданная версия

Самолетом могли управлять "третьи лица"

Эта версия выглядит немного фантастичной, но тоже имеет право на существование, считает авиационный эксперт, который согласился поделиться своим мнением с "КП" на условиях анонимности:

- "Боинги" - это особый тип самолетов. В отличие от многих других они оснащены телеметрической системой - особой автоматикой, которая позволяет управлять бортом удаленно. Именно поэтому в свое время СССР отказалась от эксплуатации этих самолетов - власти бывшего Союза опасались, что такие

системы смогут стать узаконенной радиолокационной слежкой, поэтому разработали Ил-62. О такой возможности "Боингов" активно говорили и после трагедии 11 сентября. Тогда внимание общественности привлек тот факт, что в терактах участвовали самолеты исключительно этого
производителя. В качестве еще одного доказательства теории - в открытом доступе даже появлялись фотографии, на которых поблизости от гражданских бортов был замечен военный самолет.

Применение такой техники над большим городом в мирное время - это нонсенс, поэтому и родились версии об управлении бортами "третьими лицами".   Сейчас тоже есть возможность рассматривать такую версию.

КСТАТИ

Черные ящики должны остаться в Украине

К вечеру пятницы на месте крушения самолета работники ГСЧС обнаружили два бортовых регистратора упавшего "Боинга".

- Два черных ящика обнаружены, - подтвердили в Донецкой обладминистрации. - Они были найдены силами наших спасателей.

Представители "ДНР" выразили желание, чтобы черные ящики расшифровали в России. Куда их направят и кто будет проводить расследование – об этом мы спросили столичного адвоката Виктор Чевгуза.

- Россия не имеет к этому никакого отношения. По международному законодательству расследовать крушение самолета должны представители страны, на территории которой произошла катастрофа, но при участии международных специалистов, которые создают специальную комиссию, - разъяснил "КП" юрист. - Поэтому ящики должны остаться в Украине, но в целях объективности целесообразно, чтобы работали с ними международные специалисты. Россия может принимать в этом участие как член комиссии.